Сегодня в нашей книжной рубрике – детективы, признанные не только миллионами читателей во всем мире, но и критиками, а также ассоциациями писателей, работающих в этом жанре.

Артур Конан Дойл «Приключения Шерлока Холмса»

Известно, что во время учебы в медицинском университете Артур Конан Дойл – под два метра ростом и весом больше
100 кг – очень увлекся спортом и даже задумывался о карьере профессионального футболиста и регбиста.

Но, минуя две стези – медика и спортсмена – судьба вывела его в писатели. Опубликованные в популярном лондонском журнале «Стрэнд Мэгэзин» несколько его рассказов о сыщике Шерлоке Холмсе имели грандиозный успех. Он стал любимым литературным героем, и многие почитатели твердо верили, что Холмс существовал на самом деле.

Можно сказать, этот борец со злом, умевший по мельчайшим деталям угадывать вид деятельности, характер и прошлое человека, стал по-настоящему культовой фигурой.

Сборники рассказов «Приключения Шерлока Холмса», «Воспоминания Шерлока Холмса», «Возвращение Шерлока Холмса» вошли в список 100 лучших детективных произведений всех времен сразу по двум версиям – Британской ассоциации писателей-криминалистов и Ассоциации детективных писателей США.

Книга рекордов Гиннесса назвала Холмса «самым экранизируемым литературным героем».

Библиография Шерлока Холмса – это 60 произведений (56 рассказов в пяти сборниках и 4 повести). Но исследователи его творчества рекомендуют начать с рассказов именно сборника «Приключения Шерлока Холмса» – «Скандал в Богемии», «Союз рыжих», «Тайна Боскомской долины», «Пять зернышек апельсина», «Человек с рассеченной губой», «Пестрая лента»... И, конечно же, с повести «Собака Баскервилей».

Рассказы о Шерлоке Холмсе – своего рода зарядка для мозга. Они учат внимательнее смотреть на мир вокруг нас – на людей, предметы и вещи.

Для многих знакомство с детективным жанром в литературе началось именно с этого сборника Конан Дойла: «Могу читать и перечитывать снова и снова», «Прекрасные детективные истории. Всем читать обязательно», «Тоже читала взахлеб!», «Самый настоящий бестселлер».

А вот еще несколько цитат непосредственно из рассказов:

«Вы наделены великим талантом. Вы умеете молчать».

«Когда врач совершает преступление, он опаснее всех прочих преступников. У него крепкие нервы и большие знания».

«Привычка порождает небрежность».

«В этом мире не важно, что вы сделали. Главное – заставить людей поверить, что вы сделали много».


Федор Достоевский «Преступление и наказание»

Со школьной скамьи мы привыкли считать опубликованный в 1866 году роман Достоевского «Преступление и наказание» прежде всего социально-психологическим и социально-философским.

Но именно с этим произведением Федор Михайлович – единственный отечественный автор – вошел в список 100 лучших произведений детективного жанра всех времен по версии Ассоциации писателей США.

Собственно, это и есть детектив. Только особого уровня. Роман не замкнулся на преступлении студента Родиона Раскольникова, который ради спасения близких убил старуху-процентщицу, а рассмотрел его с точки зрения психологии и философии.

Достоевский размышляет о социальных обстоятельствах, которые толкают на преступление, и о том, что происходит в душах людей до и после этого.

Известно, что «Преступление и наказание» оказало огромное влияние на мировую литературу. У многих авторов («Ученик» Поля Бурже, «Книга Монеллы» Марселя Швоба, «Счастливая смерть» Альбера Камю, «Процесс» Франца Кафки и др.) прослеживается перекличка с «Преступлением и наказанием».

В свою очередь криминалисты того времени, в частности, итальянец Энрико Ферри считал, что глубокое понимание Достоевским психологии человека позволило «предвосхитить многие выводы науки о преступлениях».

Также «Преступление и наказание» сравнивали с профессиональной статьей криминолога о человеческой природе.

«Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся».

«Человек он умный, но чтоб умно поступать – одного ума мало».

«И привыкли. Поплакали, и привыкли. Ко всему-то подлец человек привыкает!»

«То-то вот и есть: честный и чувствительный человек откровенничает, а деловой человек слушает да ест, а потом и съест».

«Наука же говорит : возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует».


Харпер Ли «Убить пересмешника»

Писательница Харпер Ли за этот роман-бестселлер в 1961 году получила Пулитцеровскую премию (одна из наиболее престижных наград США в области литературы, журналистики, музыки и театра, основанная на деньги, завещанные газетным магнатом Джозефом Пулитцером. – Л.П.).

До сих пор «Убить пересмешника» входит в программу 80 % американских школ, в список 100 лучших детективов всех времен по версии Ассоциации детективных писателей США и занимает шестую строчку в списке 200 лучших книг по версии ВВС.

Основная часть истории происходит в период Великой депрессии в некоем вымышленном сонном городке штата Алабама, «уставшем от долгой жизни».

В этой обстановке адвокат Аттикус Финч, без матери, правильными словами воспитывающий двух своих детей (бойкую шестилетнюю дочь по прозвищу Глазастик и старшего рассудительного сына Джима), пытается защитить в суде афроамериканца, ложно обвиняемого в изнасиловании белой девушки.

Отдельное место среди героев занимает таинственный сосед семьи адвоката – Страшила Редли, который уже пятнадцать лет не показывается из своего дома. Дети Аттикуса и приезжающий сюда на лето мальчик Дилл главной темой своего времяпровождения сделали наблюдение за соседом.

В конце, когда все персонажи и события свяжутся воедино, читатель окончательно убеждается, что роман о расовых взаимоотношениях, а также о семейных ценностях несомненно заслуживает всех своих высоких наград и званий.

Многие читатели в отзывах об этой книге признаются, что она изменила их отношение к людям и имела очень мощный воспитательный эффект. А еще, что в конце некоторые даже рыдали.

Хотя в целом повествование, которое ведется от лица маленькой дочери адвоката Джин-Луизы, пронизано добротой, теплом и юмором.

«Чтобы я мог жить в мире с людьми, я прежде всего должен жить в мире с самим собой».

«Просто есть такие люди, они... они чересчур много думают о том свете и потому никак не научатся жить на этом...»

«Можно вытащить человека из грязи, но нельзя вытащить грязь из человека».

«...Когда ребенок о чем-нибудь спрашивает, ради всего святого, не увиливай, а отвечай. И не заговаривай зубы. Дети есть дети, но они замечают увертки не хуже взрослых, и всякая увертка только сбивает их с толку...»

«А не обязательно выставлять напоказ все, что знаешь. Женщине это не к лицу. И, во-вторых, людям вовсе не по вкусу, когда кто-то умней их».

«Нельзя по-настоящему понять человека, пока не станешь на его точку зрения... Надо влезть в его шкуру и походить в ней».