В очередном выпуске нашего клуба – любопытные книжные новинки этого года, которые, несомненно, расширят кругозор читателей.

Дмитрий Бавильский. «Желание быть городом»

Эта книга уже вошла в шорт-лист литературного конкурса «Большая книга-2021». «Желание быть городом» соединило в себе и путеводитель, и художественное произведение. Описание достопримечательностей 35 городов Италии облачено в форму дневника конкретной поездки с размышлениями о современном человеке и его жизни. 

Причем для таких счастливчиков, как я, побывавших в Италии, эта книга – будто шанс освежить впечатления и увидеть то, что не успели. Для других – не имеющих возможности попасть в эту страну, в том числе и из-за нынешних коронавирусных ограничений, – книга станет своего рода виртуальным путешествием и подготовкой к реальному знакомству. Потому что здесь есть и про то, как автор добирался до конкретного места, сколько платил, где ночевал...

Бавильский много знает о литературе, архитектуре, истории, картинах, фресках и при этом умеет оставаться в реальной жизни.

«Нынешняя греза об Италии приняла массовый, затяжной, едва ли не болезненный характер. Точно все дороги по-прежнему ведут в Рим и никуда более. Ну, может быть, еще в Венецию, Флоренцию, Милан и Неаполь».

«Музейное мышление учит правильно рассчитывать силы, экономить усилия и пропорционально тратить время, так как за любым поворотом может случиться что-то еще, насыщающее и забивающее воспринимательную машинку до отказа».

«Иногда кажется, что нет ничего слаще предчувствий».

Джулия Клэйборн Джонсон. «В другой раз повезет»

Джулия Клэйборн Джонсон. «В другой раз повезет»
Оказывается, до Второй мировой войны получить развод в США было почти невозможно. Срок судебного рассмотрения после подачи заявления длился не менее 2-3 лет! К тому же участие в таком процессе было очень дорогостоящим.

Но в 1931 году штат Невада затеял бракоразводную революцию, упростив эту процедуру на своей территории. Чтобы стать гражданином Невады и, следовательно, развестись быстро и дешево, иногородним достаточно было прожить на территории штата самый минимальный срок – до 6 недель. 

Вскоре один из городов штата – Рино – стал настоящей «мировой столицей разводов», куда устремлялись те, чья семейная жизнь стала невыносимой. 

Здесь, на специально созданном для временного проживания приезжих ранчо «Скачок в будущее», и происходит действие уютного, романтичного романа о дружбе и любви «В другой раз повезет». 

Казалось бы, тема развода – при чем здесь тема чувств? Да потому что истина в том, что, оправившись от одного расставания, люди все равно устремляются на поиск новой любви. 
Не зря книга начинается с цитаты Жа Жи Габор «Выходить замуж нужно исключительно по любви. Столько раз, сколько потребуется – пока не найдешь настоящую». 

И еще несколько цитат непосредственно из текста романа: «Счет в банке и крыша над головой ничуть не умаляют сердечной боли. Болит у всех одинаково».

«Настоящая смелость всегда рождается от отчаяния».

«Чтобы по-настоящему узнать человека, нужно побыть в его шкуре или подслушать парочку разговоров».

Майя Кучерская. «Лесков. Прозеванный гений»

Майя Кучерская. «Лесков. Прозеванный гений»
Лев Толстой считал Николая Лескова писателем будущего. А как вышло на самом деле? Многие знают его по двум-трем повестям: «Леди Макбет Мценского уезда», «Левша», «Очарованный странник».

Книга критика и литературоведа Майи Кучерской как раз об этом недооцененном классике XIX века, или, как следует из названия, «прозеванном гении». 

«Лесков. Прозеванный гений» – результат многолетнего изыскательского труда Майи Кучерской. 

Это очень любопытное чтение, где автор умудряется балансировать на грани документалистики и художественной литературы. 

Впрочем, балансировать на грани – это как раз по-лесковски. Писатель был известен своей любовью к яркому и необычному. Побывал и в трущобах, и в злачных местах. Смог пробиться по служебной лестнице от письмоводителя до члена ученого комитета министерства. Многое отрицал, со многим не соглашался. 

Известно, что в Орловской губернской гимназии учился он плохо. Возможно, из-за отвращения к зубрежке и своего яркого темперамента. По крайней мере, так предполагает литературовед Б. Бухштаб. 

С таким характером, нравом и восприятием жизни Лесков и в литературе создал свой особый стиль и язык, который многие современники критиковали и называли манерным. Но Лесков не собирался исправляться. 

«В поисках новых жизенных опор и идеалов русское общество металось от народолюбия к панславизму, от мистицизма к спиритизму. Искал эти опоры и Лесков».

«Наступили семидесятые годы – не такие бурные, как шестидесятые, но все еще заряженные энергией перемен. Они катились под марш военной реформы, под музыку набирающего силу Чайковского и сумрачные песни репинских бурлаков...»

Повесть «Леди Макбет Мценского уезда», написанная в 1864 году, стала визитной карточкой Лескова и в наши дни. Произведение, как бы сейчас сказали, о любовном тре­угольнике замужней купчихи Катерины Львовны Измайловой и молодого приказчика Сергея, впервые экранизированное в 1916 году, продолжает привлекать режиссеров. 

Известно как минимум девять киноверсий, в том числе советский фильм режиссера Романа Балаяна (1989 г.) и британский – Уильяма Олройда (2016 г.).