
Дата публикации:
10 сен 2023 г.
Больше века хранится в семье Апариных рисунок поэта-символиста Максимилиана Волошина
1062
Фото/Видео: Владимир Апарин
Узнала об этом случайно, во время работы над другим материалом про лирический музей «Вещесловица» в нашу рубрику «История вещей». Наш оператор Владимир Апарин в разговоре с героем материала Александром Пхидой упомянул о рисунке, который появился в его семье благодаря прабабушке Зине. О том, что этот рисунок существует и его авторство принадлежит действительно Максимилиану Волошину, узнали случайно.
Когда мама Володи (известный на Дону тележурналист Евгения Апарина) была студенткой, она вставила в проигрыватель только что вышедшую виниловую пластинку «По волне моей памяти» с песнями Давида Тухманова. Пластинка в те годы была жутко популярной. И когда прозвучали слова одной из песен – «Я мысленно вхожу в ваш кабинет...», находящаяся в комнате бабушка Зина оторвалась от своих дел и спросила: «Это на стихи Макса Волошина?»

Про поэта Максимилиана Волошина в 70-е годы вообще мало кто слышал. Евгения тоже о нем знала мало. Тогда бабушка и показала ей акварельный рисунок поэта, рассказав, кто такой Макс Волошин и кем он был для их семьи.
Будучи студентом Харьковского технологического института, он увлекся революционными идеями. За что и был сослан с группой товарищей в Ташкент в 1891 году.
В Туркестане Иван Иванович создал газету «Туркестанские ведомости», собрал вокруг нее творческих людей. Как журналист объездил все кишлаки и аулы Туркестана, рассказывая в своих публикациях, как живут там люди. Впоследствии на основе собранного в поездках материала он издал большой труд «Путеводитель по Туркестанскому краю».

На обрывке фотографии – Иван Гейер. Слева – фото его сына Григория.
В те же годы произошло знакомство Ивана Ивановича с Максимилианом Волошиным, которого царская власть также считала человеком неблагонадежным и отправила в ссылку. Волошин влился в коллектив газеты: публиковал стихи, писал заметки. Гейера называл знатоком, поскольку тот очень хорошо изучил Туркестан, его «характер и повадки». Волошин подружился с семьей Гейера, в которой подрастали пятеро детей. Когда поэт приходил в гости к Ивану Ивановичу, дети радостно встречали Макса, как они называли поэта. Они любили вместе с ним чаевничать. Став взрослыми, в своих воспоминаниях часто говорили о таких встречах с Максимилианом Александровичем.
Потом Волошин покинул Среднюю Азию, в 1903 году уехав в Коктебель, а Гейер остался жить в Туркестане. Там он и скончался от туберкулеза в 1908 году. Остались дети, жена Ольга. В годы Первой мировой войны старший сын Григорий пропал без вести. Ольга долго его искала. И отправила письмо с просьбой помочь найти сына именно Максимилиану Волошину. В ответ он и прислал ей свой акварельный рисунок в японском стиле с запиской. На обратной стороне рисунка поэт написал: «…найти не получилось, но переписка (по поиску Григория. – И.Х.) продолжилась».
Позже выяснилось, что Григорий Гейер в составе русского полка, который царь направил на помощь французам в 1916–1917 годах, участвовал в сражениях на Западном фронте. После войны Григорий остался во Франции. Там он встретил девушку русского происхождения, обзавелся семьей…

Журналисты Владимир и Евгения Апарины.
Любовь к журналистике в этой семье передается от поколения к поколению генетически. По стопам прапрадеда Ивана Гейера пошел дед Володи, Всеволод Станкевич. Участник Великой Отечественной войны, кинорежиссер, журналист, много лет отдавший Ростовскому телевидению. После войны он окончил в Ташкенте ГИТИС. Там встретил свою любовь Лиду, которая училась на актерском. Женился. Был по распределению направлен режиссером в Самарканд. Выучил узбекский язык и поставил в здешнем театре целый ряд спектаклей по мотивам национального узбекского эпоса. Жена Лида работала в здании напротив – в русском театре, где играла в советских пьесах, сказках...
С началом эры телевидения в конце 50-х годов, когда еще не было специально подготовленных телевизионщиков, на ТВ стали приглашать режиссеров, актеров, художников театров, кино, чтобы они поднимали новое искусство. Так дед Владимира попал на Куйбышевское телевидение, потом главрежем на Сочинское ТВ. А в 60-х годах – на Ростовское, где проработал много лет. Здесь он снял и первый художественный короткометражный фильм «Комендант острова». Это – одна из первых короткометражных лент, созданных на российском телевидении. Ну а потом, окончив отделение журналистики филфака РГУ, пришла на Ростовское телевидение мама Владимира. Многие помнят до сих пор ее увлекательные телепрограммы «Пломбир», «ТелеКостры» и «Шесть из шести».
– Их как раз интересует связь между прапрадедом и Волошиным, – говорит Владимир. – Со слов мамы бабушка Зина рассказывала, что Волошин с 16 лет, с 1893 года, жил в Коктебеле, там же и умер 11 августа 1932 года. Конечно, он много путешествовал «на гроши, пешком», обойдя почти всю Европу, проучившись в Московском университете, откуда его исключили «за агитацию» и отправили в ссылку в Ташкент в 1900 году. Там он и познакомился с прапрадедом.
В 1903 году Волошин возвращается в Коктебель и начинает строить свой собственный дом. Это был не просто дом, но «художественная колония для поэтов, ученых и художников». Дом стал духовным центром Коктебеля, мощным магнитом, притягивающим к себе всех творческих людей, попавших в его «силовое поле».
Максимилиан Волошин был разнообразно одарен. Поэзия, проза, переводы, живопись... Картины писал в основном акварелью. И часто делал небольшие рисунки и посылал их близким и друзьям. Один из таких рисунков-посланий и получила из Коктебеля прапрабабушка Владимира…
Когда мама Володи (известный на Дону тележурналист Евгения Апарина) была студенткой, она вставила в проигрыватель только что вышедшую виниловую пластинку «По волне моей памяти» с песнями Давида Тухманова. Пластинка в те годы была жутко популярной. И когда прозвучали слова одной из песен – «Я мысленно вхожу в ваш кабинет...», находящаяся в комнате бабушка Зина оторвалась от своих дел и спросила: «Это на стихи Макса Волошина?»

Про поэта Максимилиана Волошина в 70-е годы вообще мало кто слышал. Евгения тоже о нем знала мало. Тогда бабушка и показала ей акварельный рисунок поэта, рассказав, кто такой Макс Волошин и кем он был для их семьи.
За вольнодумство сослан в Туркестан
Род Владимира – дворянский. Его прапрадед Иван Иванович Гейер – историк, этнограф, журналист, писатель, один из создателей нынешней библиотеки Навои.Будучи студентом Харьковского технологического института, он увлекся революционными идеями. За что и был сослан с группой товарищей в Ташкент в 1891 году.
В Туркестане Иван Иванович создал газету «Туркестанские ведомости», собрал вокруг нее творческих людей. Как журналист объездил все кишлаки и аулы Туркестана, рассказывая в своих публикациях, как живут там люди. Впоследствии на основе собранного в поездках материала он издал большой труд «Путеводитель по Туркестанскому краю».

На обрывке фотографии – Иван Гейер. Слева – фото его сына Григория.
В те же годы произошло знакомство Ивана Ивановича с Максимилианом Волошиным, которого царская власть также считала человеком неблагонадежным и отправила в ссылку. Волошин влился в коллектив газеты: публиковал стихи, писал заметки. Гейера называл знатоком, поскольку тот очень хорошо изучил Туркестан, его «характер и повадки». Волошин подружился с семьей Гейера, в которой подрастали пятеро детей. Когда поэт приходил в гости к Ивану Ивановичу, дети радостно встречали Макса, как они называли поэта. Они любили вместе с ним чаевничать. Став взрослыми, в своих воспоминаниях часто говорили о таких встречах с Максимилианом Александровичем.
Потом Волошин покинул Среднюю Азию, в 1903 году уехав в Коктебель, а Гейер остался жить в Туркестане. Там он и скончался от туберкулеза в 1908 году. Остались дети, жена Ольга. В годы Первой мировой войны старший сын Григорий пропал без вести. Ольга долго его искала. И отправила письмо с просьбой помочь найти сына именно Максимилиану Волошину. В ответ он и прислал ей свой акварельный рисунок в японском стиле с запиской. На обратной стороне рисунка поэт написал: «…найти не получилось, но переписка (по поиску Григория. – И.Х.) продолжилась».
Позже выяснилось, что Григорий Гейер в составе русского полка, который царь направил на помощь французам в 1916–1917 годах, участвовал в сражениях на Западном фронте. После войны Григорий остался во Франции. Там он встретил девушку русского происхождения, обзавелся семьей…
Журналистика – это наследственное
Я знаю родителей Володи Апарина. Ни разу не слышала от Евгении и Виктора и намека на то, что в семье хранится такая уникальная вещь, как рисунок Максимилиана Волошина. Владимир работает в газете «Наше время» больше 10 лет, член Союза журналистов РФ.
Журналисты Владимир и Евгения Апарины.
Любовь к журналистике в этой семье передается от поколения к поколению генетически. По стопам прапрадеда Ивана Гейера пошел дед Володи, Всеволод Станкевич. Участник Великой Отечественной войны, кинорежиссер, журналист, много лет отдавший Ростовскому телевидению. После войны он окончил в Ташкенте ГИТИС. Там встретил свою любовь Лиду, которая училась на актерском. Женился. Был по распределению направлен режиссером в Самарканд. Выучил узбекский язык и поставил в здешнем театре целый ряд спектаклей по мотивам национального узбекского эпоса. Жена Лида работала в здании напротив – в русском театре, где играла в советских пьесах, сказках...
С началом эры телевидения в конце 50-х годов, когда еще не было специально подготовленных телевизионщиков, на ТВ стали приглашать режиссеров, актеров, художников театров, кино, чтобы они поднимали новое искусство. Так дед Владимира попал на Куйбышевское телевидение, потом главрежем на Сочинское ТВ. А в 60-х годах – на Ростовское, где проработал много лет. Здесь он снял и первый художественный короткометражный фильм «Комендант острова». Это – одна из первых короткометражных лент, созданных на российском телевидении. Ну а потом, окончив отделение журналистики филфака РГУ, пришла на Ростовское телевидение мама Владимира. Многие помнят до сих пор ее увлекательные телепрограммы «Пломбир», «ТелеКостры» и «Шесть из шести».
Причудливая линия судьбы
Несколько лет назад семью Апариных отыскали французские родственники – потомки того самого пропавшего без вести Григория, которого помогал разыскивать Максимилиан Волошин. Они составляют генеалогическое древо и хотят рассказать о судьбах ушедших и живущих ныне родственниках.– Их как раз интересует связь между прапрадедом и Волошиным, – говорит Владимир. – Со слов мамы бабушка Зина рассказывала, что Волошин с 16 лет, с 1893 года, жил в Коктебеле, там же и умер 11 августа 1932 года. Конечно, он много путешествовал «на гроши, пешком», обойдя почти всю Европу, проучившись в Московском университете, откуда его исключили «за агитацию» и отправили в ссылку в Ташкент в 1900 году. Там он и познакомился с прапрадедом.
В 1903 году Волошин возвращается в Коктебель и начинает строить свой собственный дом. Это был не просто дом, но «художественная колония для поэтов, ученых и художников». Дом стал духовным центром Коктебеля, мощным магнитом, притягивающим к себе всех творческих людей, попавших в его «силовое поле».
Максимилиан Волошин был разнообразно одарен. Поэзия, проза, переводы, живопись... Картины писал в основном акварелью. И часто делал небольшие рисунки и посылал их близким и друзьям. Один из таких рисунков-посланий и получила из Коктебеля прапрабабушка Владимира…

