Дата публикации:
19 ноя 2023 г.
Старинная народная музыка служит объединению нации. Этому же служит проект «С миру по скрипке»
1191
Фото/Видео: Ирина Хансиварова
С чем у вас ассоциируется гудок? Гудок паровоза, телефон… Но гудок – это еще и древнерусский смычковый инструмент. О существовании чего-то подобного в государствах древности – Месопотамии, Персии, Египте, Индии, Китае, Греции, Риме – неизвестно. Были духовые, щипковые и ударные инструменты, но не смычковые. О том, когда они появились, мне рассказал культуролог, кандидат наук Андрей Аргов, художественный руководитель молодежного центра «Палата ремесел» в Санкт-Петербурге. На состоявшемся в Ростове фестивале «Голос русской скрипки» он представил проект «С миру по скрипке», посвященный традиционным народным смычковым инструментам.
В X веке смычковые стали появляться в Византии, Западной Европе. Пришли они и на Русь. Такие инструменты были найдены при раскопках в Новгороде и Пскове. Считается, что византийская лира – это второй по возрасту инструмент после кобыза, который породил смычковые, включая скрипку. В Европе скрипка появилась к XVI веку и впоследствии заняла достойное место в оркестрах.
На Руси у древних инструментов был очень небольшой диапазон – до пяти нот. Играть на гудке можно было только на одной крайней струне. Остальные две струны просто гудели, по принципу волынки.
– Почему? Потому что русскому человеку более близко вокальное начало. У нас в основе традиционного русского наигрыша лежит импровизация, которая может разветвляться до сложнейших форм варьирования мелодии. В этом – особенность русской музыки, – объясняет Андрей. – Задача музыканта – из небольшого количества нот выжать, все, что можно. В каком смысле выжать? Не сыграть наигрыш много-много раз, а вложить в него чувства, зацепить окружающих за душу, заставить припевать и приплясывать. В народной художественной культуре человек находит для себя все: творческое выражение, выброс эмоций, красоту танца, пения, инструментальной музыки, даже театрализованного действа. Возможно, такая музыка примитивна, однако она может быть доведена до подлинного искусства. Вспомните художника Нико Пиросмани. Он писал примитивные картины, которыми восхищается мир. Так и русские народные смычковые инструменты могут звучать шедеврально.
Вообще в древней Руси существовало пять названий смычковых инструментов: прегудница, смык, скрипель, скрипица и гудок. В Западной Европе параллельно с формированием известной нам скрипки продолжали существовать более древние полупрофессиональные смычковые. Возможно, скрипица и скрипель – это европейские инструменты, проникшие к нам в XV-XVI веках и адаптированные скоморохами под русский традиционный репертуар.
В старину любители музыки играли на народной скрипке наигрыши. Тем более, что с конца XIX века простой люд имел возможность покупать фабричную скрипку, в то время как струнные инструменты – балалайка, гусли, народные духовые по-прежнему делались деревенскими мастерами. Крестьянам же нравились покупные. Они с удовольствием приобретали их. И звучала в их жилище скрипичная деревенская музыка. Сложились разные традиции русской скрипичной игры: курская, смоленская, псковская, тверская... В курской традиции частично прослеживается манера игры на древнерусском гудке, в смоленской присутствует западноевропейское влияние. Играли любители музыканты наигрыши. Хотя бы ту же известную многим поколениям «Барыню».
– Несколько лет назад мы выиграли грант Росмолодежи на просветительский проект «Русский гудок – народная скрипка». Проект для молодежи, молодых педагогов, которые занимаются с детьми.
Сегодня гудком условно называют все древнерусские смычковые инструменты. К идее их «объединения» пришел археолог Колчин при раскопках на Новгородской земле. Там были найдены схожие между собой трехструнные смычковые. Однако гудок с начала XVII века был известен как отдельный музыкальный инструмент.
– Мы сегодня стали чужими друг другу. В древности такого не было. Если мы будем практиковать традиционную музыку, она объединит нас. Для меня хорошим примером в этом смысле является Восток, мусульманский мир, в котором люди близки друг к другу. И традиции музыкальные не забываются. И русские тоже должны брать свою культуру и те ее формы, которые сближают человека с человеком.
Проект «С миру по скрипке» призван объединять самых разных исполнителей на смычковых инструментах, мастеров, исследователей. Его цель – показать, что это – замечательная сфера человеческого творчества, и она не потеряет актуальности – ведь никогда не потеряет актуальности сближение человека с человеком.
#проект «С миру по скрипке»
Только пять нот
Смычковые инструменты были замечены около X века н. э. в Центральной Азии у тюркских и монгольских кочевников. До сих пор в культуре казахов существует кобыз – с одной стороны, инструмент музыкальный, а с другой – колдовской. Исполнителей на кобызе часто сравнивают с сибирскими шаманами. Только у шаманов – бубен, а у кобызши – смычковый двухструнный инструмент.В X веке смычковые стали появляться в Византии, Западной Европе. Пришли они и на Русь. Такие инструменты были найдены при раскопках в Новгороде и Пскове. Считается, что византийская лира – это второй по возрасту инструмент после кобыза, который породил смычковые, включая скрипку. В Европе скрипка появилась к XVI веку и впоследствии заняла достойное место в оркестрах.
На Руси у древних инструментов был очень небольшой диапазон – до пяти нот. Играть на гудке можно было только на одной крайней струне. Остальные две струны просто гудели, по принципу волынки.
– Почему? Потому что русскому человеку более близко вокальное начало. У нас в основе традиционного русского наигрыша лежит импровизация, которая может разветвляться до сложнейших форм варьирования мелодии. В этом – особенность русской музыки, – объясняет Андрей. – Задача музыканта – из небольшого количества нот выжать, все, что можно. В каком смысле выжать? Не сыграть наигрыш много-много раз, а вложить в него чувства, зацепить окружающих за душу, заставить припевать и приплясывать. В народной художественной культуре человек находит для себя все: творческое выражение, выброс эмоций, красоту танца, пения, инструментальной музыки, даже театрализованного действа. Возможно, такая музыка примитивна, однако она может быть доведена до подлинного искусства. Вспомните художника Нико Пиросмани. Он писал примитивные картины, которыми восхищается мир. Так и русские народные смычковые инструменты могут звучать шедеврально.
«Гудец есть смычк иже гудет лучцем»
– что означает эта фраза? Мне на помощь пришел Андрей Аргов, объяснив, что гудец – это музыкант. «Музыку» на Руси называли «гудьба», смычок назывался «лучец», потому, что средневековые смычки были похожи на маленький лук, а вот смык – это уже не смычок, а сам инструмент. А исполнитель на смыке назывался «смычк» или «смычек». Перевод приведенного выше выражения, взятого из Кормчей книги 1262 года, звучит так: «музыкант, играющий маленьким луком, называется «смычк». Таким образом, скрипка как инструмент «пробивалась» к своему совершенству через смыки, гудки и другие смычковые.Вообще в древней Руси существовало пять названий смычковых инструментов: прегудница, смык, скрипель, скрипица и гудок. В Западной Европе параллельно с формированием известной нам скрипки продолжали существовать более древние полупрофессиональные смычковые. Возможно, скрипица и скрипель – это европейские инструменты, проникшие к нам в XV-XVI веках и адаптированные скоморохами под русский традиционный репертуар.
В старину любители музыки играли на народной скрипке наигрыши. Тем более, что с конца XIX века простой люд имел возможность покупать фабричную скрипку, в то время как струнные инструменты – балалайка, гусли, народные духовые по-прежнему делались деревенскими мастерами. Крестьянам же нравились покупные. Они с удовольствием приобретали их. И звучала в их жилище скрипичная деревенская музыка. Сложились разные традиции русской скрипичной игры: курская, смоленская, псковская, тверская... В курской традиции частично прослеживается манера игры на древнерусском гудке, в смоленской присутствует западноевропейское влияние. Играли любители музыканты наигрыши. Хотя бы ту же известную многим поколениям «Барыню».
«Гудок же наш все попросту гудил...»
Гудок – один из «родственников» скрипки. Его особенность в том, что у него, как и у самого древнего русского инструмента из семейства византийских лир, подставка прямая, и играть мелодию можно было только на одной струне, но уже был гриф, и можно было прижимать все струны. Название инструмента исходит от его гудения во время игры. «Гудок же наш все попросту гудил, старинны песенки играл, к рожку, к волынке подставал и в пляску русскую вводил», – так описывается гудок в поэзии XVIII века. То есть гудок не только сам по себе играл, но и с другими музыкальными инструментами сочетался и вводил в пляску. Не все инструменты для этого подходят. Но, если у вас есть гудок, вам уже будет нескучно, вы спляшете, споете и с другими музыкантами сыграете. Вот такой интересный смычковый инструмент.– Несколько лет назад мы выиграли грант Росмолодежи на просветительский проект «Русский гудок – народная скрипка». Проект для молодежи, молодых педагогов, которые занимаются с детьми.
Сегодня гудком условно называют все древнерусские смычковые инструменты. К идее их «объединения» пришел археолог Колчин при раскопках на Новгородской земле. Там были найдены схожие между собой трехструнные смычковые. Однако гудок с начала XVII века был известен как отдельный музыкальный инструмент.
Музыка объединяет
Не знаю, как вам, но мне история смычковых музыкальных инструментов, о которых рассказал Андрей Аргов, показалась интересной. Андрей сказал, что проект «С миру по скрипке» создавался для того, чтобы показать, что русская традиционная музыка – весьма самобытна:– Мы сегодня стали чужими друг другу. В древности такого не было. Если мы будем практиковать традиционную музыку, она объединит нас. Для меня хорошим примером в этом смысле является Восток, мусульманский мир, в котором люди близки друг к другу. И традиции музыкальные не забываются. И русские тоже должны брать свою культуру и те ее формы, которые сближают человека с человеком.
Проект «С миру по скрипке» призван объединять самых разных исполнителей на смычковых инструментах, мастеров, исследователей. Его цель – показать, что это – замечательная сфера человеческого творчества, и она не потеряет актуальности – ведь никогда не потеряет актуальности сближение человека с человеком.
#проект «С миру по скрипке»