Дата публикации:
18 мар 2024 г.
Ростовский частный театр «Человек в кубе» играет спектакль «Уроборос». Это работа подростковой группы студии актерского мастерства при театре в режиссуре Юлии Кидаловой.
1276
Девять юных артистов «пересмотрели» древние мифы и предположили, как бы действовали их герои в сегодняшних реалиях. Мойры, три сестры, богини судьбы; Леля, богиня весны и любви у древних славян; Орфей и Эвридика; загадочный Волох.
Раскручивается этот сюжет как фэнтези: простодушная, доверчивая девочка Леля мчится к поезду, который должен привезти к остановке «Счастье». Едва успевает. Хмурые пассажиры с чемоданами встречают ее, мягко говоря, нелюбезно: то преграждают ей дорогу к своему вагону, то просто удерживают от любой попытки движения. И кружится бедняга со своим рюкзачком среди этой странной публики, и ни проводник, никто другой не может указать ее места в поезде, хотя, как выяснилось, ей достался счастливый билет.
Слово и пластика — равноправные средства и для проявления сюжета, и для обрисовки характеров. Выходя на сцену то в образе мифологических персонажей, то в обличье пассажиров, артисты должны мгновенно перевоплощаться, и стремительность этих метаморфоз вконец запутывает девочку со счастливым билетом (!). Но она не отвечает на агрессию агрессией: ведь она богиня весны и любви и настойчиво напоминает оголтелым пассажирам, как пагубно существование без любви...
Играется уже не фэнтези, а хоррор (жанр устрашения, шокирования). Из трех Мойр только одна сочувствует Леле, а две настроены непримиримо. Сюжет с Орфеем и Эвридикой лишен романтического ореола. Поезд мчится неизвестно куда…
Оказывается, литературная основа этого спектакля – коллективное творчество, то есть юные артисты – дети XXI века – так видят мир. Это даже пугает. Но, к счастью, все не столь мрачно. И вовсе не напоминание о любви переламывает ситуацию, а способность достучаться до души человека доверительным разговором о милых пустяках, составляющих радость жизни, воспоминаниями детства, в которых наверняка окажется немало сходства. Такой разговор Лели с Волохом, он же машинист, открывает путь к свободе. Поняв наконец, что произошло — поезд идет по кругу и никакой остановки «Счастье» у него нет, — Леля предлагает Волоху сойти, и он, уже осознав родственную душу, протягивает ей руку. На этом можно было бы спектакль и закончить: нравоучительные «выводы» ничего к полноценному финалу не добавляют.
А Уроборос, между прочим, — персонаж нескольких мифологий, дракон, кусающий свой хвост, образуя круг, символизируя бесконечность. Мне эта история напоминает сюжет таинственного, весьма интригующего фильма К. Шахназарова «Город Зеро» (1988 год). Его герой, приехав в город, вроде совсем обычный, сталкивается с невероятными обстоятельствами и не очень адекватными людьми, и наконец мальчик-пророк объявляет ему: «Вы никогда не уедете из нашего города…». По всей вероятности, так и произойдет. Спектакль трагической точки не ставит. И то, что замкнутый круг под силу разомкнуть одному человеку, вовсе не сильному, не воинственному, способному найти общий язык со вчерашним недругом, — в этом позитивный смысл истории с поездом, мчащимся по кругу. Между тем пассажиры, наблюдавшие сцену Лели с Волохом, прикрывают глаза таким же по виду, как у девочки (видимо, тоже счастливым) билетом. Они не хозяева своей судьбы и будут вечно ехать в неизвестность. Все-таки выбор у человека всегда есть...
#человеквкубе, театр, актерское мастерство
Раскручивается этот сюжет как фэнтези: простодушная, доверчивая девочка Леля мчится к поезду, который должен привезти к остановке «Счастье». Едва успевает. Хмурые пассажиры с чемоданами встречают ее, мягко говоря, нелюбезно: то преграждают ей дорогу к своему вагону, то просто удерживают от любой попытки движения. И кружится бедняга со своим рюкзачком среди этой странной публики, и ни проводник, никто другой не может указать ее места в поезде, хотя, как выяснилось, ей достался счастливый билет.
Слово и пластика — равноправные средства и для проявления сюжета, и для обрисовки характеров. Выходя на сцену то в образе мифологических персонажей, то в обличье пассажиров, артисты должны мгновенно перевоплощаться, и стремительность этих метаморфоз вконец запутывает девочку со счастливым билетом (!). Но она не отвечает на агрессию агрессией: ведь она богиня весны и любви и настойчиво напоминает оголтелым пассажирам, как пагубно существование без любви...
Играется уже не фэнтези, а хоррор (жанр устрашения, шокирования). Из трех Мойр только одна сочувствует Леле, а две настроены непримиримо. Сюжет с Орфеем и Эвридикой лишен романтического ореола. Поезд мчится неизвестно куда…
Оказывается, литературная основа этого спектакля – коллективное творчество, то есть юные артисты – дети XXI века – так видят мир. Это даже пугает. Но, к счастью, все не столь мрачно. И вовсе не напоминание о любви переламывает ситуацию, а способность достучаться до души человека доверительным разговором о милых пустяках, составляющих радость жизни, воспоминаниями детства, в которых наверняка окажется немало сходства. Такой разговор Лели с Волохом, он же машинист, открывает путь к свободе. Поняв наконец, что произошло — поезд идет по кругу и никакой остановки «Счастье» у него нет, — Леля предлагает Волоху сойти, и он, уже осознав родственную душу, протягивает ей руку. На этом можно было бы спектакль и закончить: нравоучительные «выводы» ничего к полноценному финалу не добавляют.
А Уроборос, между прочим, — персонаж нескольких мифологий, дракон, кусающий свой хвост, образуя круг, символизируя бесконечность. Мне эта история напоминает сюжет таинственного, весьма интригующего фильма К. Шахназарова «Город Зеро» (1988 год). Его герой, приехав в город, вроде совсем обычный, сталкивается с невероятными обстоятельствами и не очень адекватными людьми, и наконец мальчик-пророк объявляет ему: «Вы никогда не уедете из нашего города…». По всей вероятности, так и произойдет. Спектакль трагической точки не ставит. И то, что замкнутый круг под силу разомкнуть одному человеку, вовсе не сильному, не воинственному, способному найти общий язык со вчерашним недругом, — в этом позитивный смысл истории с поездом, мчащимся по кругу. Между тем пассажиры, наблюдавшие сцену Лели с Волохом, прикрывают глаза таким же по виду, как у девочки (видимо, тоже счастливым) билетом. Они не хозяева своей судьбы и будут вечно ехать в неизвестность. Все-таки выбор у человека всегда есть...
#человеквкубе, театр, актерское мастерство