Встреча аудиторов России и Украины, состоявшаяся в Ростове, официально посвящена проверке использования госсредств, выделенных на сохранение биоресурсов Черного и Азовского морей, их воспроизводству и контролю.

На деле стороны хотят выяснить главное: совпадают ли позиции стран-соседей по проблемным вопросам, решать которые надо было еще… вчера.

Экология морей ухудшается на глазах.

Это понимают обе стороны. А вот как выработать общий подход, — предстоит выяснить в ходе работы международного аудита. Встреча в Ростове — первая. В ней приняли участие и представители регионов – Краснодарского края и Ростовской области, которые как никто знают цену обсуждаемым проблемам. Следующая встреча пройдет на Украине в присутствии представителей Луганской и Донецкой областей.

Как рассказал аудитор Счетной палаты РФ Михаил Одинцов, проверки использования госсредств, выделенных на сохранение биоресурсов Черного и Азовского морей, будут проходить в двух странах параллельно — в рамках национальных проверок. До конца следующего года будет подготовлен меморандум, который определит позицию сторон.

Обе стороны искренне хотят, чтобы в некогда самом рыбном море мира — Азовском, снова водились осетр и судак, лещ и тарань, сазан и рыбец. Но можно ли вернуть времена, когда один морской гектар приносил 80 кг рыбы?

С каждым годом ситуация становится все менее обратимой. За последние пять лет число судов в акватории морей увеличилось в 5 раз. Загрязнение морских вод нефтепродуктами в районах портов Таганрог, Ейск, Мариуполь, Бердянск, Темрюк возросло многократно. Сброс в море неочищенных промышленных, бытовых и ливневых вод усугубляет ситуацию.

Крупнотоннажный флот — еще одна проблема. Высокая скорость таких судов вредит рыбьему населению моря, а большая осадка (более 3 метров) негативно сказывается на общей экологии. Для прохода судов ведутся работы по углублению дна фарватера — в Таганрогском заливе примерно на 5 метров, в Волго-Донском канале – на 3,5 метра. За год со дна вынимается 3,8 млн. тонн грунта. А уже действующие десять свалок, куда свозят  грунт со дна, состояния природы (почв, подземных вод) отнюдь не улучшают. Вывод напрашивается единственный: следует отказаться от использования крупнотоннажных судов… Получится ли?

Разрушение берегов — еще одна проблема. Сегодня более 60 км береговой полосы, где расположены 11 населенных пунктов, находятся под угрозой размыва. Берегозащитные укрепления (общая протяженность 16 км) построены 50-60 лет назад и нуждаются в обновлении. Об этом знают, говорят — и ничего пока не делают.

Состояние вод Северского Донца, притока Дона, волнует жителей Ростовской области много лет. Ведь в верхнем течении реки на украинской территории расположены такие предприятия, как Рубежанский нефтеперегонный завод, Лисичанский — химического строительства и завод резино-технических изделий, чьи стоки попадают — хоть и разбавленными – в Дон, из которого пьют воду жители Каменска, Ростова, Азова, Таганрога, не говоря о более мелких поселениях.

…Никому не дано разделить море, реку. А потому проблему надо решать сообща — это понимают и Россия, и Украина.

«Мы рады, что старые больные проблемы, о которых мы знаем много лет, будут решаться комплексно и на международном уровне, — высказал свое мнение председатель контрольно-счетной палаты РО Валерий Хрипун. — Хорошо и то, что проблемы будут решаться на уровне регионов. Это значит, что наш голос будет услышан».