
«Здравствуй, Маруся, Толя, Слава и мамаша. Пишет вам Сима… Я живу по-старому и на одном месте… Маруся, не обижайся, что мало написал. Очень некогда. Стараюсь только сообщить, что жив-здоров…»
Конечно, вы переживаете большие трудности и видели страсти, но это все переживем и отомстим врагу за все наши лишения, которые нам принес Гитлер».
Маруся — это жена капитана Серафима Яшкина — Мария Трофимовна. Толя и Слава — маленькие сыновья. Старшему Анатолию в сорок втором было шесть. Славе — четыре.
Да и самому капитану Яшкину судьба уготовила короткий жизненный путь. Он погиб двадцать пятого августа сорок второго в тридцать один год под деревней Потапово на Смоленщине. Через шесть дней после написания своего последнего письма.
Таинственная история
У этих писем командира артиллерийской батареи — история, полная тайн. Не суждено их было увидеть матери Серафима. Не довелось подержать в руках и жене Марусе. Получили они в сорок втором вместо писем похоронку. А чуть позже в адрес семьи, проживающей тогда в селе Ольхи на Рязанщине, пришло известие о награждении посмертно капитана Яшкина орденом Отечественной войны I степени.
По какому-то странному стечению обстоятельств листочки с фронтовыми весточками Серафима нашлись через семьдесят лет в нашем Ростове. Ждали они так долго своего часа в старом сшиве газеты «На разгром врага», которая выпускалась в годы войны политотделом 59-й армии.
Эта многотиражка попала в руки горожанина Валерия Магелатова во время его работы в коммунальной службе. Мы уже писали год назад об этой истории («Прочти и передай товарищу», №№ 371-373 от 26 июля 2013 года).
— Наша бригада, — вспоминает Валерий, — занималась ремонтом многоквартирных домов на Каменке. В одном из подвалов мы обнаружили архивы старых газет. Прошли по жильцам, но хозяев у периодики не нашлось. Мне было очень жалко выбрасывать сшивы, ведь среди газет были военные экземпляры. И я принес их домой. Решил — сам почитаю на досуге. А потом и внуки посмотрят.
Валерий и вправду в свободное время вместе со своими родными часто перелистывал газеты «На разгром врага», «Сталинское слово».
— Однажды среди пожелтевших страниц я наткнулся на два рукописных листочка, — говорит Магелатов. — Это были фронтовые письма командира 5-й батареи 572-го артиллерийского полка 5-й армии капитана Яшкина, адресованные его родным.
Поисковики помогают друг другу
Валерий тут же вспомнил о Вячеславе Градобоеве — командире поискового отряда «Донской» из Константиновска, где живут мать и сестра Валерия. Это Градобоев год назад после нашей публикации «Прочти и передай товарищу» помог разыскать место захоронения пропавшего без вести дедушки Валерия Николая Птахина.
— Я отдал эти письма Вячеславу, — рассказывал Магелатов. — Решил, что, может быть, ему удастся разыскать тех людей, которым они адресованы.
А дальше история с письмами разворачивалась в духе детективного жанра. Нынешней весной Градобоев выставляет копии писем Яшкина в интернете. К сожалению, откликов он не дождался. Тогда поисковик идет другим путем, используя электронные базы данных военных архивов.
Наконец, удача — в списках безвозвратных потерь начальствующего состава артиллерии 5-й армии он находит сведения о Серафиме Максимовиче Яшкине — уроженце Рязанской области.
На помощь донскому поисковику приходят такие же энтузиасты из других регионов. Москвичка Лариса Шашкова вместе с коллегами обращается к главе администрации Ольховского сельского поселения Рязанской области Светлане Калякиной с просьбой разыскать родных мужественного капитана Яшкина. И ниточка поиска приводит… снова в Ростов-на-Дону. Здесь, по сведениям рязанцев, и должна проживать семья погибшего артиллериста, ведь они в Ростов вернулись после освобождения города от немецко-фашистских захватчиков.
— Когда раздался телефонный звонок и женский голос в трубке поинтересовался, не проживает ли по нашему адресу Вячеслав Серафимович Яшкин, мы сначала просто не могли догадаться, о чем пойдет речь, — говорит младший сын капитана. — Оказывается, звонившая Лариса Шашкова узнала наш номер по старому телефонному справочнику.
Через семь десятилетий
В ту ночь семьи братьев Яшкиных долго не могли уснуть, листая семейные фотоальбомы. Здесь же, в Ростове, живет и старший сын Серафима Яшкина – Анатолий. В сорок первом, как рассказывают братья, их родители приехали в Ростовскую область. Отец был кадровым военным, и под Новочеркасск его направили на переподготовку. Получила семья в Ростове квартиру на углу Пушкинской и Газетного. А когда грянула война, отец ушел на фронт.
Потом семья эвакуировалась в Узбекистан. Позже переехала к бабушке в те самые Ольхи.
— Я мало что помню из событий сорок первого, — вздыхает Анатолий. — Всплывает лишь картина нашего отъезда с матерью из Ростова. Проливной дождь. Беженцы на грузовике, и немцы словно гонятся по пятам. Я с игрушечным деревянным ружьем, которое не выпускаю из рук. Наверное, собирался тоже бить врагов.
Об отце у братьев тоже расплывчатые воспоминания. Зато мать часто рассказывала им о нем: что очень ее любил, что прошел финскую, что очень верил, что сыновья вырастут достойными людьми.
Мария Трофимовна их и вырастила такими. Одна, ведь замуж так и не выходила больше. Оба окончили Ростовский госуниверситет. И даже артиллеристами стали, как отец. А День ракетных войск и артиллерии теперь их семейный праздник.
В ноябрьский день 2014-го в гости к Яшкиным пришли и Валерий Магелатов, и Вячеслав Градобоев. Рассказали, что их отец был награжден еще одним орденом — Красной Звезды.
10 января 1942 года, как значится в военном приказе о награждении Яшкина, он у деревни Захарино Волоколамского района, выполняя огневую задачу, выдвинулся с наблюдательного пункта вперед пехоты. Метким огнем батареи рассеял вражескую колонну. Уничтожил свыше 100 солдат и офицеров,
2 противотанковых орудия, минометную батарею, 4 автомашины. Обеспечил продвижение вперед нашей пехоты. Все время находился под минометным и пулеметным огнем противника, обеспечивая бесперебойное ведение огня своей батареи.
Принесли Валерий и Вячеслав, конечно, и те долгожданные два письма. Сидели, вспоминали, не без волнения вчитываясь в скупые строчки. А потом все гадали, каким же образом оказались письма капитана Яшкина в подшивке старых военных газет в подвале ростовского дома, ведь на одном из них даже адрес указан рязанский.
- Главное, теперь мы их можем прочесть и сберечь как бесценную реликвию, - говорили братья. – Жаль, что мама их не увидела.

