
Дата публикации:
16 ноя 2018 г.
В управлении Минобороны России по увековечению памяти погибших при защите Отечества принято решение поставить на централизованный федеральный учёт массовое воинское захоронение, находящееся на территории бывшего РАУ, где сейчас расположен 183-й военный учебный центр. Ему присвоили номер 61-1457.
4478

Речь идет о ситуации, о которой наша газета писала еще три года (№ 113 2015 г.) в статье «Кто защитит мертвых?». В ней шла речь о том, что мученики войны, погибшие в концлагере на территории РАУ, все еще ждут, когда их похоронят достойно.
В концлагерь, цинично названный гитлеровцами «Гросс-лазаретом № 192», сгоняли раненых и больных советских военнопленных из других находившихся на территории области концлагерей.
Никого в этом «лазарете» не лечили, а напротив – истребляли. Методично, изуверски, с садистской жестокостью. Избивали, травили собаками, не кормили, не давали пить. Если кто-то, не выдержав, выползал наружу, надеясь собрать влагу с земли, тут же стреляли. Трупы не убирались по 7–10 дней. Врачам из числа военнопленных не разрешали никому оказывать помощь. Если это требование нарушалось, тут же расстреливали. В небольших помещениях находилось по 100–150 человек. Люди спали на корточках или стоя, подпираемые другими узниками.
Расстрелы шли каждый день. Тела сбрасывались в вырытый ров. Некоторые были еще живы, но их тоже засыпали землей. Она потом шевелилась, из-под нее неслись стоны.
Освободители Ростова увидели ров с телами расстрелянных, стенку со следами крови и громоздящиеся возле нее горы трупов.
Всех – бойцов, командиров, политработников Красной армии, принявших мученическую смерть, – похоронили за ограждением в одной братской могиле. По оценкам краеведов, лежат там не меньше шести с половиной тысяч человек.
После войны на том месте создали мемориал. По рассказам и фотографиям, это была окаймленная деревьями площадка размером более двадцати соток, в центре находилась засаженная цветами земляная насыпь захоронения, перед ней – памятник воинам-освободителям. Вход был свободный со стороны улицы Новаторов через чугунные ворота. Территория являлась тогда городской и отношения к РАУ не имела.
Долгие годы ростовчане хранили память о погибших: к братской могиле на месте гибели наших соотечественников возлагали цветы, курсанты училища принимали там присягу, ветераны рассказывали молодёжи о подвиге советских солдат и офицеров.
Всё изменилось в 1975 году, когда территорию, где располагалось захоронение, передали военному училищу. Останки из братского погоста торжественно перезахоронили на Братском кладбище.

Архивные документы и свидетельства очевидцев событий 1975 года проанализировали на встрече в донской столице представители военно-мемориальной службы Южного военного округа, Южного научного центра РАН, администрации Ростова-на-Дону, командования 183-го учебного центра, поискового движения, общественных организаций. Прозвучало: перезахоронили всего четыре урны с прахом. Основная часть останков по-прежнему находится в земле на месте рва, куда фашисты сбрасывали тысячи тел советских военнопленных – расстрелянных, умерших от ран, болезней и голода.



