Дата публикации:
3 апр 2020 г.
Снимок Якова Халипа «Ноктюрн» был опубликован 22 апреля 1943 года и вошел в золотой фонд военной фотолетописи. А сделан он в Новошахтинске
2536
На редком кадре запечатлен момент, когда скрипач играет для бойцов прямо на развалинах. Ему аккомпанирует сидящий слева баянист.
Достаточно долгое время история появления «Ноктюрна», точная дата и место, где он был сделан, оставались «за кадром». Лишь в 70-е годы, когда Яков Халип именно за него получил награду на международной выставке фотографий, начали выясняться подробности.
Автор «Ноктюрна» – Яков ХАЛИП. Фото из открытого источника
Военный фотокорреспондент газеты «Красная Звезда» Яков Халип вместе с писателем Константином Симоновым (автор стихов, в том числе знаменитого «Жди меня», пьесы «Парень из нашего города», романов «Живые и мертвые», «Двадцать дней без войны» и др.) приехал в дивизию, которая в ходе ожесточенных боев, квартал за кварталом, изгоняла из Новошахтинска фашистов, цеплявшихся за каждый дом и улицу.
Как раз 13 февраля 1943 года, в день освобождения города, после одного из боев и был запечатлен этот импровизированный концерт солистов ансамбля песни и пляски 33-й гвардейской дивизии Виктора Мирошникова и Григория Вакуленко. В армию они попали в самом начале войны, не успев окончить четвертый курс Ростовского музыкального училища.
Военный путь скрипача Виктора Мирошникова: Сталинград – Каховка – Севастополь – Белоруссия – Прибалтика – Восточная Пруссия – отмечен боевыми наградами.
Получив тяжелое ранение, он лечился в Даугавпилсе. Там же получил профессиональное образование, преподавал в музыкальном училище, создал оркестр скрипачей и был очень уважаемым человеком.
Баянист Григорий Вакуленко также в мирное время преподавал в музыкальном училище во Львове.
Фотограф Яков Халип достиг в своей профессии огромных высот. В довоенное время его работы размещали журналы «Кино и жизнь», «Советское фото», «СССР на стройках», а фоторепортажи, сделанные в 1938 году во время экспедиции И.Д. Папанина на Северный Полюс, публиковали в том числе и зарубежные издания.
После Великой Отечественной сотрудничал с такими журналами, как «Смена», «Огонек», «Советский Союз», и газетами «Правда», «Известия». Первым из советских журналистов удостоен ордена «Знак Почета», его работы находятся в коллекциях многих музеев и галерей Европы и Америки...
Тем не менее новошахтинский «Ноктюрн», по мнению многих специалистов, в том числе и его внука, который пошел по стопам деда, – «самая значительная фотография».
В середине 70-х годов Яков Халип разыскал героев своего «Ноктюрна» – Виктора Мирошникова и Григория Вакуленко. Они встретились в Москве, где Халипу как раз вручали награду международного фотоконкурса.
Из воспоминаний Виктора Андреевича Мирошникова, сохранившихся в том числе и благодаря коллегам из «Красной Звезды»: «Город лежал в развалинах. Было очень холодно, сводило пальцы, смычок поначалу не слушался... Я видел, как светлели лица бойцов. Никогда не было у меня такой благодарной аудитории».
Что именно играл в феврале 1943 года в Новошахтинске, прямо на груде битого кирпича, Виктор Андреевич? Произведения чешского композитора Антонина Дворжака. Ветеран признавался, что не очень помнит, играл ли тогда конкретно «Ноктюрн», но название для фото считал очень точным у итальянцев термин notturno еще в xviii веке обозначал музыку, исполнявшуюся на открытом воздухе).
Я рассчитывала, что какая-то информация о Викторе Мирошникове и Григории Вакуленко все-таки сохранилась в Ростовском музыкальном училище (ныне – колледж). Но в учебной части сказали, что до разговора со мной ничего не знали об этой удивительной истории и не предполагали, что на фото «Ноктюрн» – их учащиеся.
В историко-краеведческом музее Новошахтинска небольшая экспозиция, посвященная фотографии «Ноктюрн»( непосредственно снимок, несколько вырезок из советской прессы, историческая справка) все-таки есть. Но где конкретно он был сделан, в какой части города?
Все исследователи и краеведы сходятся во мнении, что это развалины шахты имени Кирова, которая была введена в эксплуатацию в 1931 году. Именно в тот довоенный период в городе одно за другим появлялись угольные предприятия и отмечался рост добычи угля. Конкретно шахта имени Кирова в 1939 году выдавала на-гора 950 тонн антрацита.
В 1942 году, накануне прихода немцев, шахта в числе других стратегических объектов была взорвана. Но после освобождения города, уже в марте 1943 года, она была восстановлена и начала работу.
Так выглядела территория шахты имени Кирова в 70-е годы...
В 90-е годы под лозунгом повышения эффективности отрасли и глобальной модернизации экономики в стране была объявлена реструктуризация угольной отрасли.
В итоге к 2004 году в Новошахтинске перестали существовать все градообразующие предприятия – 12 шахт, в том числе – и имени Кирова. Он превратился в город без шахт.
Любопытство и желание все-таки увидеть, где сделан «Ноктюрн», приводят меня в поселок бывшей шахты имени Кирова. Территория огорожена невысоким забором. Чтобы не так бросалось в глаза то, что осталось от некогда знаменитого угольного предприятия.
Пробираюсь туда – и будто оказываюсь в 1943 году. Если киношники решат снимать фильм о военном времени – им не понадобится создавать декорации. На входе меня встречает постамент без памятника, ступаю по дорожке между деревьями и оказываюсь среди руин.
...а так выглядят её развалины сейчас.
Территория перед терриконом напоминает место после бомбежки. Проломленные стены, груды кирпича, каменные лабиринты...
Мрачное зрелище. Находиться здесь в одиночку страшновато и очень-очень грустно... Будто проникшись моим настроением, небо начинает плакать...
Достаточно долгое время история появления «Ноктюрна», точная дата и место, где он был сделан, оставались «за кадром». Лишь в 70-е годы, когда Яков Халип именно за него получил награду на международной выставке фотографий, начали выясняться подробности.
Автор «Ноктюрна» – Яков ХАЛИП. Фото из открытого источника
Военный фотокорреспондент газеты «Красная Звезда» Яков Халип вместе с писателем Константином Симоновым (автор стихов, в том числе знаменитого «Жди меня», пьесы «Парень из нашего города», романов «Живые и мертвые», «Двадцать дней без войны» и др.) приехал в дивизию, которая в ходе ожесточенных боев, квартал за кварталом, изгоняла из Новошахтинска фашистов, цеплявшихся за каждый дом и улицу.
Как раз 13 февраля 1943 года, в день освобождения города, после одного из боев и был запечатлен этот импровизированный концерт солистов ансамбля песни и пляски 33-й гвардейской дивизии Виктора Мирошникова и Григория Вакуленко. В армию они попали в самом начале войны, не успев окончить четвертый курс Ростовского музыкального училища.
Военный путь скрипача Виктора Мирошникова: Сталинград – Каховка – Севастополь – Белоруссия – Прибалтика – Восточная Пруссия – отмечен боевыми наградами.
Получив тяжелое ранение, он лечился в Даугавпилсе. Там же получил профессиональное образование, преподавал в музыкальном училище, создал оркестр скрипачей и был очень уважаемым человеком.
Баянист Григорий Вакуленко также в мирное время преподавал в музыкальном училище во Львове.
Фотограф Яков Халип достиг в своей профессии огромных высот. В довоенное время его работы размещали журналы «Кино и жизнь», «Советское фото», «СССР на стройках», а фоторепортажи, сделанные в 1938 году во время экспедиции И.Д. Папанина на Северный Полюс, публиковали в том числе и зарубежные издания.
После Великой Отечественной сотрудничал с такими журналами, как «Смена», «Огонек», «Советский Союз», и газетами «Правда», «Известия». Первым из советских журналистов удостоен ордена «Знак Почета», его работы находятся в коллекциях многих музеев и галерей Европы и Америки...
Тем не менее новошахтинский «Ноктюрн», по мнению многих специалистов, в том числе и его внука, который пошел по стопам деда, – «самая значительная фотография».
В середине 70-х годов Яков Халип разыскал героев своего «Ноктюрна» – Виктора Мирошникова и Григория Вакуленко. Они встретились в Москве, где Халипу как раз вручали награду международного фотоконкурса.
Из воспоминаний Виктора Андреевича Мирошникова, сохранившихся в том числе и благодаря коллегам из «Красной Звезды»: «Город лежал в развалинах. Было очень холодно, сводило пальцы, смычок поначалу не слушался... Я видел, как светлели лица бойцов. Никогда не было у меня такой благодарной аудитории».
Что именно играл в феврале 1943 года в Новошахтинске, прямо на груде битого кирпича, Виктор Андреевич? Произведения чешского композитора Антонина Дворжака. Ветеран признавался, что не очень помнит, играл ли тогда конкретно «Ноктюрн», но название для фото считал очень точным у итальянцев термин notturno еще в xviii веке обозначал музыку, исполнявшуюся на открытом воздухе).
Я рассчитывала, что какая-то информация о Викторе Мирошникове и Григории Вакуленко все-таки сохранилась в Ростовском музыкальном училище (ныне – колледж). Но в учебной части сказали, что до разговора со мной ничего не знали об этой удивительной истории и не предполагали, что на фото «Ноктюрн» – их учащиеся.
В историко-краеведческом музее Новошахтинска небольшая экспозиция, посвященная фотографии «Ноктюрн»( непосредственно снимок, несколько вырезок из советской прессы, историческая справка) все-таки есть. Но где конкретно он был сделан, в какой части города?
Все исследователи и краеведы сходятся во мнении, что это развалины шахты имени Кирова, которая была введена в эксплуатацию в 1931 году. Именно в тот довоенный период в городе одно за другим появлялись угольные предприятия и отмечался рост добычи угля. Конкретно шахта имени Кирова в 1939 году выдавала на-гора 950 тонн антрацита.
В 1942 году, накануне прихода немцев, шахта в числе других стратегических объектов была взорвана. Но после освобождения города, уже в марте 1943 года, она была восстановлена и начала работу.
Так выглядела территория шахты имени Кирова в 70-е годы...
В 90-е годы под лозунгом повышения эффективности отрасли и глобальной модернизации экономики в стране была объявлена реструктуризация угольной отрасли.
В итоге к 2004 году в Новошахтинске перестали существовать все градообразующие предприятия – 12 шахт, в том числе – и имени Кирова. Он превратился в город без шахт.
Любопытство и желание все-таки увидеть, где сделан «Ноктюрн», приводят меня в поселок бывшей шахты имени Кирова. Территория огорожена невысоким забором. Чтобы не так бросалось в глаза то, что осталось от некогда знаменитого угольного предприятия.
Пробираюсь туда – и будто оказываюсь в 1943 году. Если киношники решат снимать фильм о военном времени – им не понадобится создавать декорации. На входе меня встречает постамент без памятника, ступаю по дорожке между деревьями и оказываюсь среди руин.
...а так выглядят её развалины сейчас.
Территория перед терриконом напоминает место после бомбежки. Проломленные стены, груды кирпича, каменные лабиринты...
Мрачное зрелище. Находиться здесь в одиночку страшновато и очень-очень грустно... Будто проникшись моим настроением, небо начинает плакать...