Сначала казалось, что ложка – это что-то непосильное. Потом был горшок – разобраться, как и когда его применять, было трудно. Теперь это уже пройденные этапы, впереди – новые Эвересты. Один из них – чтение. Когда начинать учить ребенка читать, с чего начинать и как продолжать. Давайте попробуем разобраться.
– Современные образовательные программы для начальной школы рассчитаны на детей уже читающих. Учебники первых классов содержат задания, которые ребенок должен уметь прочитать самостоятельно, – рассказывает педагог начальных классов мама двоих детей Виктория Денисенко. – И все же начинать вбивать в голову буквы и звуки двухлетнему малышу не стоит. Оптимальный возраст для начала обучения чтению – 4,5-5 лет. Когда ребенок уже выговаривает большую часть звуков, может их различать и связать с тем или иным образом.
Сегодня существует великое множество методик обучения детей чтению. Самые распространенные – проверенная система Эльконина-Давыдова и стремительно набирающая популярность методика Зайцева.
Система Эльконина-Давыдова
Методика Эльконина и Давыдова – одна из официальных систем обучения школьников с 1-го по 4-й класс. Кроме учителей начальной школы ее давно используют педагоги дошкольного образования, чтобы подготовить детей к 1-му классу. В частности, большой популярностью пользуется обучение чтению по букварю В.В. Репкина, Е.В. Восторговой и Т.В. Некрасова (официальный букварь методики).
Авторы букваря пишут, что он не только помогает ребенку узнать буквы, звуки и различать слоги, но «создает атмосферу литературного чтения с самого первого урока обучения грамоте». В букваре есть странички совместного чтения, которые учитель или родитель читает вслух, показывая детям образец культуры чтения.
Чтение по этой методике начинается со знакомства с понятиями «предмет», «действие» и «признак». С помощью картинок и схем дети учатся отличать эти понятия, у них формируется представление о том, что такое высказывание и предложение. И только потом проходят звуки, способы деления слова на слоги, буквы.
Отличительная особенность букваря – в нем очень много схем, которые невозможно понять без методического пособия к учебнику. Гласные звуки, например, обозначаются кружочками, согласные твердые глухие – квадратом с диагональю и так далее. С каждым уроком схемы усложняются, и, заболев, ребенок вряд ли сможет самостоятельно догнать группу без помощи взрослого (у которого в свою очередь будет волшебная методичка). Зато эти обозначения помогают систематизировать знания, постепенно складывать звуки в слова – и уже к концу 1-го полугодия ребенок читает несложные тексты: в 4-5 предложений.
Опытные педагоги отмечают, что дети, которые учатся по букварю Репкина, существенно быстрее осваивают фонетический разбор слов. Интерес к обучению по этой методике поддерживают игровые задания, которые учитель подает от имени героев книги: Маши, Алеши, дедушки Уса и других.
Самостоятельно справиться с обучением по Эльконину-Давыдову смогут только упорные родители, которые готовы вникать и готовиться к занятиям. На форумах мам букварь давно получил прозвище «шифровальной машины».
Методика ориентирована на обучение детей в младшей школе, но подходит для дошкольного образования с 6 лет. Важно понимать, что работа по обучению чтению идет только с букварем. Не предусмотрены подвижные игры, так что малышам неусидчивым, активным может быть трудно.
– Преимущество обучения чтению по системе Эльконина-Давыдова в том, что содержание программы построено по принципу «от общего к частному». Дети учатся планировать, контролировать и оценивать результат своей деятельности самостоятельно. Обучение строится в форме групповой и парной работы. В паре один из детей может преуспевать, что позволяет другому тянуться за ним. Соответственно, результат не заставит себя ждать, – поясняет психолог Светлана Пятницкая.
А о том, что представляет собой методика Зайцева, читайте в декабрьском номере «Аксиньи».