Продолжение. Начало в № 11.
Лечить или не лечить гиперактивность у детей? Продолжаем тему прошлого выпуска с детским и подростковым психиатром клиники «Феникс», врачом высшей категории, членом Российского общества психиатров Оксаной МЕЛЬНИКОВОЙ.


Фото из архива Оксаны МЕЛЬНИКОВОЙ

Диагностировать расстройство гиперактивности имеет право врач-психиатр. Неврологи, психологи, педагоги могут выявить отклоняющиеся формы поведения на ранней стадии и направить ребенка к врачу-психиатру. К сожалению, эта патология нередко диагностируется поздно. Расстройство характеризуется нарушением внимания, повышенной двигательной активностью, импульсивностью. 


Основания для постановки диагноза

• Продолжительность проявления признаков. Диагноз ставят, если они наблюдаются не менее полугода.


• Постоянство в проявлении признаков. Ребенок одинаково ведет себя и дома, и в садике, и на любой другой территории.

• Выраженность признаков. Существенные нарушения в обучении, социальных контактах, другой деятельности, которые свидетельствуют о плохой адаптации ребёнка.

• Все симптомы должны проявиться до 6–7 лет.

В разном возрасте гиперактивность проявляется по-разному. Дошколята и первоклашки непоседливы и импульсивны. В подростковом возрасте больше проявляются повышенная двигательная активность и невнимательность.


Сложности в выявлении гиперактивности

• В 5–6 лет ребенок сам по себе довольно подвижен и невнимателен.

• Минимальные физиологические проявления (изменения тончайшие, на уровне нейрофизиологии, не фиксируются обычными приборами).

• Чем свободнее ребенок, тем меньше проявлений гиперактивности. Поэтому довольно часто ее обнаруживают уже в школьном возрасте, когда дети ограничены довольно жесткими рамками существования.

При состояниях тревожности, переутомления могут проявляться признаки гиперактивности.

Причем если в детском саду с гиперактивными детьми еще как-то справляются, то в школе – уже нет. И дело не в умственных способно-стях ребенка (гиперактивные дети могут быть очень способными, умными, образованными), а в социальной адаптации – школьник не может вести себя на уроках, со сверстниками, ему трудно ходить на дополнительные занятия. С такими проблемами родители идут к психологам, педиатрам, неврологам, до психиатров доходят в последнюю очередь. В итоге проблема усугубляется. Хотя чем быстрее начать лечение, тем легче и лучше будет самому ребенку.

Однако, отмечает Оксана Владимировна, к подростковому возрасту (в 12–13 лет) гиперактивность, как правило, уходит сама: мозговые структуры, отвечающие за контроль поведения, созревают… Так зачем же тогда лечить ребенка?


Причины лечить гиперактивность

• У такого ребенка не складываются отношения с учителями и сверстниками, как в принципе и с другими людьми.

• Он крайне невнимателен, и это вызывает проблемы с учебой, с тем, чтобы по-настоящему чем-нибудь увлечься.

• Со временем гиперактивные дети начинают отставать в социальном развитии от своих сверстников. До 12–13 лет гиперактивный ребёнок так или иначе постоянно пытается доказать, что он хороший, потому что общество его отвергает, и лишь с подросткового возраста он дей-ствительно начинает учиться выстраивать отношения со сверстниками, другими людьми.

• По статистике, в аварии на дорогах чаще попадают люди, которые были в детстве гиперактивными.

• Около 70 % заключенных в детстве страдали синдромом гиперактивности.

И все-таки задаю Оксане Владимировне напоследок вопрос: на самом ли деле в случае гиперактивности можно обойтись без медикамен-тозного лечения?

– Гиперактивность у детей предполагает комплексное использование медикаментозных и немедикаментозных методов лечения (дефектологическая, психологическая, педагогическая, нейропсихологическая коррекция, психотерапевтическая социальная работа как с ребёнком, так и с его семьёй). Однако лечение и терапия подбираются индивидуально. И нужно понимать: гиперактивным ребенок рождается, и никакой родительской вины в том, что он такой, здесь нет. Главное, чтобы родители правильно вели себя: вовремя обратились к психиатру (для ребенка как гражданина впоследствии это не будет иметь никакого значения), выполняли его назначения, следовали советам других специалистов. Таким детям пойдут на пользу плавание, массаж, соблюдение режима, спокойная домашняя обстановка. Родителям нужно принять проблему и стараться решить ее. Лучше подойти к учителю или тренеру и объяснить, что у вас гиперактивный ребенок, который требует большего внимания, особого подхода, – попросить специалистов войти в положение и помочь. Не нужно кого-то обвинять в своих трудностях, лучше постараться их решить.