Граница в виде сплошной белой линии, которую ни в коем случае нельзя пересекать, разделила на два противоборствующих лагеря владельцев автомобилей и представителей ГИБДД. Еще в конце прошлого года Верховный суд РФ начал готовить разъяснения, касающиеся некоторых, на взгляд автомобилистов, весьма неоднозначных пунктов Правил дорожного движения.

 Спор, и нешуточный, разгорелся вокруг вопроса — надо ли считать нарушением завершение обгона через сплошную белую линию дорожной разметки? Конечно, в том случае, если обгон был начат через прерывистую линию.

Водители знают — подобная ситуация возникает сплошь и рядом, особенно сегодня, когда трассы загружены, а обгон необходимо начинать и завершать в экстренном порядке. Тем не менее формально пересечение сплошной белой, даже в случае, если ты не успел вернуться на свою полосу к моменту окончания прерывистой линии, сотрудниками ГИБДД всегда трактовалось как серьезное нарушение. В самой критической ситуации можно было лишиться прав на срок до 6 месяцев. С другой стороны, пока по этому поводу не было вынесено специального разъяснения высшей инстанции, суды, разбиравшие дела о таких нарушениях, могли вынести более мягкий вердикт. И признать водителя, завершившего обгон через сплошную, не соблюдающим только правила дорожной разметки. А такое нарушение каралось штрафом до 300 рублей.

Теперь, когда разъяснения Верховного суда, вступив в силу, дадут однозначное толкование этой ситуации, причем не в пользу водителей, возникает множество вопросов. Эти вопросы уже поставили лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин и президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. Оба представителя многочисленной армии автолюбителей сомневаются, что такая мера повысит безопасность дорожного движения. По их мнению, она скорее на руку тем сотрудникам ГИБДД, которые готовы «решать» проблемы на месте, без обращения в суд. В свою очередь заместитель руководителя ГИБДД России Владимир Кузин, отвечая на вопросы сайта Газета.ру, высказал иную точку зрения. По его мнению, уже давно пришла пора внести полную ясность. Потому что автовладельцы сплошь и рядом нарушают правила, порой сознательно завершая обгон через сплошную белую линию. Потому что знают — удастся отделаться незначительным наказанием.

Так-то оно так. И мрачная статистика столкновений на дорогах свидетельствует — выезд на встречную полосу остается одной из главных причин высокой аварийности. Например, в 2010 году зафиксировано 13 тысяч ДТП из-за попадания автомобилей на встречку. Да и какое дело водителю, который мирно едет по своей полосе: прав или не прав его коллега, который не успел завершить обгон и несется лоб в лоб, создавая на дороге в высшей степени опасную ситуацию? Тем не менее, как вполне справедливо замечают многие автомобилисты, прежде чем вводить новую законодательную норму, неплохо бы навести порядок с разметкой и дорожными знаками на дорогах. Тем, кто постоянно находится за рулем, известно: разметка у нас порой нанесена из рук вон плохо. По правилам, еще за 100 метров до начала сплошной линии (на междугородных трассах), отрезки прерывистой линии должны удлиняться, причем так, чтобы это было однозначно понятно участникам движения. В реальности эти изменения порой заметны не слишком явно. А если движение интенсивное, то и вовсе можно «проглядеть» тот момент, когда прерывистая постепенно переходит в сплошную.

Неплохо бы найти более действенные способы, чтобы заранее привлекать внимание участников движения к тому моменту, когда начало обгона уже считается нарушением правил. Может быть, нужно за 100 метров до сплошной устанавливать дополнительные информационные знаки или даже знак запрещения обгона. Еще лучше, если бы таких участков на дорогах встречалось как можно меньше, а противоположные потоки отделяла друг от друга достаточно широкая и хорошо просматриваемая разделительная полоса. Понятно — это уже вопрос к тем, кто строит и ремонтирует дороги. Их нужно расширять, улучшать покрытие, увеличивать количество полос движения. Но и для представителей ГИБДД тут есть немало задач. Очевидно, необходимо систематизировать все опасные участки на наших дорогах, где обгоны — вне зависимости от наличия и качества разметки — представляют повышенную опасность. И поставить вопрос о том, что эти участки необходимо расширить, капитально отремонтировать и оборудовать всеми необходимыми средствами предупреждения и информирования.

И было бы лучше, если бы эта белая полоса не разделяла тех, кто сидит за баранкой, и тех, кто несет службу на дорогах с «полосатой» палочкой, а объединяла — в соблюдении правил и должностных инструкций. В конечном итоге только это поможет сократить число аварий и жертв на трассах.