«Государство может себе позволить забыть промахи своих граждан, но граждане промахи своего государства — нет», — сказал немецкий ученый и публицист Вильгельм Швебель. В правовом государстве площадкой, где в отношениях человека с властью расставляются «точки над i», становится суд. Но реально ли простому человеку выиграть в суде у государства? О том, как решаются подобные споры и о проблемах административной юстиции, мы говорим с заместителем председателя Ростовского областного суда Натальей КРЕЧУН.

— Процедура рассмотрения споров граждан и власти особенная, специфичная. Гражданин в данном случае находится в неравном положении с властью — и когда спорит с должностным лицом, и когда спорит с органом власти или органом местного самоуправления, с муниципальными служащими. У них потенциал больше и значительнее, чем у простого гражданина. Поэтому рассматривать эту процедуру как спор равных сторон никак нельзя. Здесь гражданин должен иметь процессуальные преимущества, он не должен доказывать неправоту действий органов власти. Он имеет право обратиться в суд, а вот доказывать правильность своих действий должно должностное лицо, орган власти и местного самоуправления, а суд должен оказать гражданину в этом необходимую процессуальную помощь.

Но в России по сей день не существует единой правовой отрасли, которая всесторонне регламентировала бы материальные и процессуальные вопросы административной юстиции. Еще в ноябре 2000 года Госдума в первом чтении приняла законопроект «О федеральных административных судах в РФ», однако до настоящего времени финальных решений по этому документу не принято.

— Есть ли выход из сложившейся ситуации?

— Конечно, выход есть всегда! Просто, если он не очевиден, надо хорошо потрудиться, чтобы его найти. У нас в области еще 28 марта 2002 года приказом председателя Ростовского областного суда был образован отдельный специализированный судебный состав по рассмотрению гражданских дел административной направленности. Сделано это было после анализа судебной практики рассмотрения гражданских дел, поступающих из судов вопросов. И все эти 10 лет продолжался серьезный анализ судебных споров данной категории.

Все это время обобщаются и анализируются спорные вопросы судебной практики, не урегулированные на законодательном уровне, проводятся семинары для судей.

Время показало, что мы очень своевременно обратили внимание на данную категорию дел. В судах таких дел — все больше...

— Какие именно дела становятся предметом рассмотрения для специализированного судебного состава Ростовского областного суда? Другими словами, кто является «главными героями» этих споров?

— Дела — самые различные, но все они представляют собой споры гражданина с властью либо с должностными лицами. Например, дела, связанные с ЕГЭ — по заявлению родителей несовершеннолетних детей (в их интересах) об оспаривании действий министерства общего и профессионального образования Ростовской области, Государственной экзаменационной комиссии Ростовской области. Постановлением государственной экзаменационной комиссии результаты ЕГЭ по нескольким предметам были отменены без права пересдачи для 43 выпускников. Суд и первой, и апелляционной инстанции истолковал спорные вопросы в пользу несовершеннолетних. Выпускники были допущены к сдаче Единого государственного экзамена в дополнительное время.

Само наличие спора говорит о том, что гражданам мешают осуществлять свои права. Обжалуя в суд административный акт, гражданин тем самым заявляет о несогласии с действиями органов управления, требует признать их незаконными. То есть главные герои — это государство и гражданин. Но есть в этом процессе и еще одно важное действующее лицо — суд.

Статистика говорит, что граждане все чаще используют судебную систему для отстаивания своих прав, нарушенных должностными лицами. От того, насколько правильно судом будет организована работа по досудебной подготовке, определению юридически значимых для дела обстоятельств, оказанию необходимого гражданину содействия в сборе доказательств, зависит не только фактический результат рассмотрения дела, но и авторитет судебной власти, ее способность эффективной защиты частного лица — той самой «слабой» стороны в спорах с государственными чиновниками.

Именно здесь суд может и должен проявить свою активную роль. К слову, именно так — «Государство и гражданин. Роль суда в разрешении конфликта по делам, возникающим из публичных правоотношений и по делам об административных правонарушениях» — была обозначена тема семинара-совещания для судей судов общей юрисдикции, который состоялся в Ростовском областном суде в ноябре.

— Как родилась идея провести семинар?

— Как я уже говорила, пока процедура обращения в суд и рассмотрение данной категории дел регламентированы недостаточно, что создает трудности и для граждан, и для судов. А учитывая, что такая ситуация касается самых резонансных дел для нашего южного региона — земельных, жилищных, связанных со строительством жилья и иной градостроительной деятельностью, — мы поняли: проблему необходимо изучать. Искать адекватные меры разрешения ситуации при помощи имеющимися процессуальных средств.

Сама идея провести такой семинар возникла при подведении итогов работы судов нашего региона в первом полугодии 2012 года. То, что мы на правильном пути, подтвердило и проведение в Совете Федерации «круглого стола», посвященного проблемам теории и практики административной юстиции в России. Собрались представители различных ветвей государственной власти, ученые-юристы. Я представляла на «круглом столе» Ростовский областной суд.

Проблемы — очень серьезные. При отсутствии равенства гражданам нужны специальные процедуры защиты — административные суды и специальный кодекс об административном производстве. Только глубокая специализация судей позволит обеспечить качественное рассмотрение административных дел. Это подтверждает и практика работы нашего административного состава на протяжении уже более чем 10 лет.

Наша ближайшая задача — выявление наиболее сложных вопросов в разрешении споров данной категории. Обобщение опыта и анализ послужат повышению качества рассмотрения дел в судах.

Дина Щекотина