Дата публикации:
6 фев 2015 г.
В первую годовщину после зимних олимпийских игр в Сочи мы подводим итоги – что удалось и чего не удалось сделать в рамках олимпийских программ?
2149
Фото/Видео: Сергей Азаров
Незадолго до первой годовщины зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи установили изящный монумент «Энергия олимпийских побед». Было это сделано в знак благодарности энергетикам, которые в рамках олимпийских программ преобразили Черноморское побережье Кавказа. По этому поводу в приморском городе даже возникло небольшое недоумение.
Как же так! Главными олимпийскими героями, судя по всему, должны считаться спортсмены, которые завоевали для России 13 золотых, 11 серебряных и 9 бронзовых медалей. Так почему первый олимпийский обелиск установили в честь рабочих людей? Однако, если говорить серьезно, все получилось очень справедливо. Для нашей страны зимние Олимпийские игры 2014 года оказались не только спортивным, но и важным социально-экономическим явлением, оказавшим влияние на все стороны жизни.
Время олимпийских удач
После завершения зимних Олимпийских игр 2014 года в потоке спортивных новостей из Сочи мелькнула одна экономическая информация – в целом олимпийская программа обошлась стране в 1,3 триллиона рублей (более 400 миллиардов долларов). По сравнению с предыдущими зимними Олимпийскими играми 2010 года в Ванкувере – в восемь раз дороже! Как же так? Опять мы, россияне, проявили себя полными растяпами, выбросив кучу денег непонятно на что?
Да ничего подобного! При детальном изучении проблемы выяснилось, что в Ванкувере олимпийская подготовка обошлась строительством большого олимпийского стадиона и одного, правда, первоклассного 80-километрового шоссе от центра города до горнолыжного комплекса в деревушке Уистлер. Зато в Сочи под олимпийским флагом была реализована гигантская программа модернизации крупной территории – всей южной части Черноморского побережья, начиная от Джубги и до села Веселого на границе с Абхазией. Удивительная по природным богатствам зона российских субтропиков, в которой за два последних десятилетия все обветшало донельзя!
Стыдно вспомнить, в 90-х годах город Сочи даже дотации получал в качестве депрессивной территории. А главным символом страшного ужаса для проживающих людей стали двадцать февральских дней 1998 года, когда из-за падения в горах нескольких высоковольтных вышек весь Сочи был обесточен. Тогда остановилось все. Люди замерзали из-за замерших котельных. В жилых домах не было воды, не работали насосы. Молчали телефоны, не показывали телевизоры, и даже кашу для детей приходилось варить на кострах во дворе. После той истории, свидетелем которой, кстати говоря, еще в качестве начинающего правительственного чиновника был Владимир Путин, наша страна при любой ситуации должна была найти возможность выделить деньги на модернизацию систем жизнеобеспечения крупнейшего российского курорта. И она выделила их в рамках олимпийских программ. Спустя 16 лет после энергетического коллапса, в такие же февральские дни, Сочи утопал в свету, сверкал яркими красками и фонтанировал фейерверками во время торжественного парада олимпийцев всего мира. Приморский город был полностью реконструирован!
Самых впечатляющих успехов во время олимпийской модернизации Сочи удалось добиться создателям ледовых и горнолыжных спортивных комплексов, а также транспортным строителям и энергетикам. Поскольку о достоинствах замечательных ледовых дворцов Олимпийского парка Сочи и горнолыжных комплексов «Горки-город», «Лаура» и «Роза Хутор» в газетах и журналах пишется часто, повторяться не станем. Остановимся на транспортных коммуникациях и энергетике.
Итак, в Сочи был модернизирован аэродром и построен новый аэровокзал. В несколько раз увеличена акватория морского порта, который сейчас готов принимать крупнейшие круизные лайнеры мира. Обновлена сеть железнодорожных линий на участке Туапсе – Адлер, создана совершенно новая железнодорожная линия от Адлера до горного курорта «Роза Хутор».
Начиная от микрорайона Мамайка вплоть до поселка Красная Поляна, построена сеть скоростных автомобильных магистралей.
Выросли три мощные электростанции в Адлере, Джубге и Сочи, проложен связавший их подводный газопровод Джубга – Кудепста. Уже легендарной стала блестяще реализованная программа «Ускорение Гаврилова», благодаря которой в Сочи всего за один год, вместо 10 лет по нормативам, были модернизированы все разводящие воздушные и кабельные линии энергоснабжения. Одних только траншей по городским улицам пришлось выкопать свыше
600 километров, установить и подключить более 400 трансформаторных подстанций. Впервые за многие десятилетия не стало в Сочи ни автомобильных заторов, ни массовых отключений света.
Благодаря подготовке к зимним Олимпийским играм 2014 года удалось реконструировать, а точнее, заново создать сочинский курортный комплекс, довести его до международного уровня. Куда они девались, старые турбазы с фанерными домиками? Исчезли! Сейчас их сменили пятизвездочные отели. Емкость курорта удвоилась, вместо 24 тысяч мест в санаториях и гостиницах стало 44 тысячи мест. Добавив сюда частные отели и съемные комнаты, констатируем, что сейчас в Сочи одновременно могут разместиться на отдых от 130 до 150 тысяч человек.
Впервые в истории курорта появились современные центры зимнего отдыха - «Горки-город», «Лаура» и «Роза Хутор». И вот первые положительные итоги. Минувшие рождественские праздники в Сочи провели 370 тысяч туристов, по итогам января их общее число достигло миллиона, такого никогда раньше не бывало! Поскольку курорт стал современным, здесь стали происходить события международного класса. Гонки скоростных автомобилей «Формула-1». Матч за звание чемпиона мира по шахматам между Магнусом Карлсеном и Виши Анандом. Международный экономический форум «Сочи-2014». Фестиваль эстрадных звезд под руководством Григория Лепса. Фестиваль классической музыки под руководством Юрия Башмета. Из Юрмалы в Сочи переезжает праздник популярной музыки «Новая волна». Расправил крылья фестиваль команд КВН во главе с неувядаемым Александром Масляковым. И сейчас Сочи как курорт начал смело отвоевывать десятки тысяч туристов у своих зарубежных конкурентов. Это, несомненно, тоже знаковое последствие зимних Олимпийских игр 2014 года.
Ну и спортивный бум, который сейчас даже трудно измерить какими-то количественными показателями! Это видно во всех российских городах, в том числе и в олимпийской столице. Появился хоккейный клуб «Сочи», и тысячи мальчишек южного города загорелись желанием попробовать свои силы в ледовых схватках. Открылась школа юных горнолыжников в Красной Поляне, отбоя от желающих нет! Возникли секции фигурного катания во дворце «Айсберг», сейчас очередь стоит из мам и бабушек, считающих своих детей и внуков еще более талантливыми, чем Юлия Липницкая и Максим Ковтун. Так ведь речь идет не только о зимних дисциплинах, спорт в России после Олимпиады вообще начал активно входить в моду. Очень известный и уважаемый в Сочи тренер Петр Вальков признался недавно, что давно не помнит такого массового потока ребятишек, желающих заниматься легкой атлетикой. Но и это еще не все! Сейчас в сочинском центре «Юг-спорт» завершается строительство огромного комплекса с залами баскетбола, волейбола, бокса, борьбы, гимнастики, тяжелой атлетики. Наверняка ведь и эти залы пустовать не будут! Тоже олимпийское наследие, возможно, самое важное для всей нашей страны.
Не время почивать на лаврах
Когда-то давно поэт Владимир Маяковский написал точные стихотворные строчки:
«Слава, Слава,
Слава героям!!!
Впрочем, им довольно
воздали дани.
Теперь поговорим
о дряни…»
Вот ведь здорово, что удалось привести в порядок все железнодорожные линии Черноморского побережья Кавказа. Однако скоростные электрички «Ласточка» в Сочи так и не стали основным средством для перевозки людей, как, например, на Кавказских Минеральных Водах.
Отличная была идея с заменой машин этими электричками, но ее так и не удалось реализовать. По-прежнему в Сочи большинство пассажиров передвигаются на автобусах и автомобилях, что наносит серьезный удар экологии Черноморского побережья Кавказа.
А все потому, что в железнодорожном ведомстве сразу погнались за финансовой выгодой, задрали цены на проезд в скоростных электричках, и пассажирский спрос резко упал! Сейчас из центра Сочи в горный поселок Красная Поляна электрички ходят… два раза в сутки. Всего два раза! Так стоило ли из-за этого огород городить, миллиарды выделять на новую железнодорожную линию, которая полноценно проработала только один олимпийский месяц.
Прекрасный морской порт Сочи встречает круизные суда крайне редко, ничуть не чаще, чем до Олимпиады. Почему? Не будем тут все сваливать на экономические санкции, введенные Западной Европой в отношении нашей страны. Такого шага от наших «заклятых друзей» можно было ожидать в любой момент. Но почему много лет никто всерьез не задумывается о том, что нам самим надо восстанавливать для российских туристов морскую круизную Крымско-Кавказскую линию. Какие там санкции мешают судам заходить в порты Сочи, Новороссийска, Севастополя, Сухума, Трабзона и Стамбула? Никакие!
Нет политических преград для такого плавания, зато спрос на морские путешествия у российских туристов есть! Но мы вбухали миллиарды рублей в реконструкцию морского порта Сочи, а сейчас ждем милостей от зарубежных круизных компаний, не зайдут ли случайно их лайнеры к нам на стоянку? Что, мы не в состоянии хотя бы один собственный круизный лайнер поставить на популярную линию?
Далее о курортных делах. Сейчас в России семимильными шагами продолжается имущественное расслоение населения, и курортные учреждения Сочи становятся уже не по карману людям со средними доходами. Вот самые последние данные о ценах на туристские услуги - стоимость номера класса «полулюкс» для российских туристов в новогоднюю ночь на первое января 2015 года. В Лондоне – 9.100 рублей, в Праге – 8.300 рублей, в Москве – 4.500 рублей. А в любом из отелей Красной Поляны – 7.600 рублей. И снизить эту цену было невозможно, наплыв гостей и так был огромным, свободных мест не было ни одного, стояние в очереди на подъемники в новогодние дни растягивалось на 40 минут.
Богатые москвичи были довольны до ушей, зато россиянам со средними доходами оставалось только облизываться! Каков выход? В рыночные времена искусственно снижать цены – абсурд, в отелях, как в советские времена, появятся таблички «Мест нет!», а поселяться все будут только по блату. Но что делать? На Юге России выход очевиден - срочно развивать горнолыжный курорт Лаго-Наки в Адыгее, который должен занять свою нишу и обеспечивать катание по снеговым склонам для людей с невысокими доходами. Кстати, сюда гораздо легче будет добираться жителям Ростова-на-Дону, Краснодара, Ставрополя.
Ну и главная гадкая история, оставившая у людей горький след о Сочинской Олимпиаде. Во время озеленения Олимпийского парка Сочи к нам были завезены саженцы пальм, зараженных вредителем – огневкой самшитовой. До этого таких насекомых на Черноморском побережье Кавказа никогда не бывало, и в карантинном списке они не числились. Весь дорогущий посадочный материал надо было сжечь, и об этом во весь голос кричали специалисты Сочинского национального парка. На них не обратили никакого внимания, как же, заказ оплачен, кто-то из чиновников федерального уровня наверняка уже и комиссионные выплаты получил.
Высадили пальмы, и расплодившиеся вскоре гусеницы огневки обнаружили крайне благодатную обстановку, набросившись на сохранившиеся в Сочи уникальные самшитовые островки. Еще вчера город гордился своей знаменитой тисо-самшитовой рощей в Хосте, а сейчас там уничтожено уже около 70 процентов редких растений. Сейчас с огневкой самшитовой начинается серьезная борьба. Как говорится, на пустом месте создали себе трудности, чтобы затем их героически преодолевать! Разумеется, на бытовом уровне об этой истории люди говорят уверенным тоном: «Во всем виновата Олимпиада!» И ведь трудно что-нибудь возразить…
Перспективы ближайшего времени
Зимние Олимпийские игры 2014 года в Сочи самым серьезным образом повлияли на развитие южной части России, поставили новые задачи и открыли новые перспективы. Многие строительные подразделения отработали на олимпийских объектах уникальные технологии, которые будут востребованы всюду. Знаете, куда выехали из Сочи бригады бетонщиков, отлично заработавшие на создании дорожных магистралей в горах Красной Поляны? Все они сейчас на Таманском полуострове, отправились возводить переправу через Керченский пролив. Энергетики недавно сделали заявление, дескать, все отработанные в Сочи новейшие технологии будем применять по всей территории страны. Собственно, это можно распространить на все сферы производственной жизни, тут олимпийский эффект неоспорим.
Общий уровень сервиса в отелях Сочи сейчас находится на отличном международном уровне. Скажите, сможет он соседствовать с коммунальными услугами советских времен в других кубанских городах? Да никогда! И вот уже один за другим появляются вполне приличные отели в Краснодаре, Майкопе, Ростове-на-Дону, это не говоря уже о курортных зонах Кавказских Минеральных Вод.
Зимние Олимпийские игры 2014 года в Сочи открыли для России новые виды туризма. Один из них – образовательный. Созданный на курорте Российский международный олимпийский университет (РМОУ) привлекает все больше иностранных студентов. Многие из них – прославленные атлеты, желающие получить знания в области спортивного менеджмента и продолжить деятельность в качестве олимпийских управленцев.
Сегодня в РМОУ проходят обучение представители 13 стран мира, одна из них – чемпионка мира по кикбоксингу из Ирландии Кэтрин О’Грэйди. Ради обучения в Сочи она на год прервала череду успешных выступлений. Как отмечает спортсменка, для получения образования в приморском городе есть абсолютно все условия: современный кампус, созданный специалистами «Юниверсити Плаза», отличные информационные ресурсы и потрясающие преподаватели со всего мира. По этому пути сейчас смогут пойти многие молодые россияне.
... Закончить свои заметки хочу мажорной нотой. Самое радостное событие олимпийского 2014 года! Накануне Международного дня защиты детей по соседству с комплексом олимпийских ледовых дворцов открывался городок аттракционов «Сочи-парк». Ранним утром сюда на автобусах и электричках привезли ребятишек из всех ближайших городов и районов. Около пяти тысяч детей! Лучший российский «Диснейлэнд» был на целый день передан в их распоряжение. Катались на каруселях, носились по лужайкам, прыгали, играли, купались на соседнем пляже! Сколько было смеха, улыбок и радости! Вот это, по всей вероятности, и было самым ярким символом олимпийского наследия Сочи. Именно о том, чтобы доставить радость нашим детям, чаще всего и думали люди, создававшие уникальные объекты зимних Олимпийских игр 2014 года.
Фото Сергея Азарова и с интернет-сайтов