Дата публикации:
8 апр 2019 г.
Сердцем короля оперетты Имре Кальмана владели три женщины
2979
Паола – это надежность, уют, Агнес – вдохновение
Первой в его жизни появилась Паола. В тот день Кальман, ставший недавно модным композитором, сбежал от восхвалявших его поклонников, укрылся от них в кафе. Вскоре на пороге кафе появилась пара: женщина бальзаковского возраста под руку с каким-то господином.В кафе царила непринужденная обстановка, посетители могли музицировать. Неожиданно сложился творческий дуэт: эта дама исполнила популярную песенку под аккомпанемент на фортепиано. За инструментом был Кальман, который потом стал играть свои мелодии.
Дело кончилось тем, что из кафе эта дама вышла уже с другим спутником. Легко догадаться, что это был Кальман.
Паола Дворжак и Имре Кальман прожили вместе восемнадцать лет. Их разлучила ее смерть в 1928 году. Паолу свел в могилу туберкулез.
Много раз Кальман предлагал Паоле узаконить их отношения – она отказывалась. Возможно, ее смущала разница в возрасте (она была старше Имре на десять лет). Но главное: Паола знала, что ей не суждено стать матерью. А Имре так мечтал о доме, наполненном детским смехом.
Король оперетты был довольно скрытным человеком, и о многом из того, что связано с его личной жизнью, трудно утверждать наверняка. Это относится к истории его знакомства и отношений с Агнес.
По одной из легенд, именно Паола познакомила Имре со своей юной приятельницей Агнес из старинного и влиятельного княжеского рода Эстерхази.
Агнес была замужем за богатым бароном, барон годился ей почти что в дедушки. Молодая жена с пылкостью вчерашней гимназистки мечтала сниматься в кино.
В конце концов ей это удалось. Агнес Эстрехази даже стала довольно известной киноактрисой, хотя играла преимущественно роли второго плана. Киноманы раскупали открытки с ее портретами.
В истории Великого немого Агнес Эстерхази не оставила яркого следа. Она вошла в историю музыкального искусства. Как муза гениального Имре Кальмана.
Наверно, на сто процентов правы те, кто утверждает, что это Паола Дворжак смогла создать такую атмосферу, благодаря которой маэстро Кальман сочинял все новые и новые шедевры: «Сильва», «Марица», «Принцесса цирка»… Но вряд ли ошибочно и другое утверждение: без Агнес музыка Кальмана не была бы такой полетной и вдохновенной.
Сочиняя оперетты, Кальман представлял в образах главных героинь восхитительную Агнес. Есть свидетельства, что, зная о музе маэстро, либреттисты порой даже вставляли любимые словечки Агнес в речи этих персонажей.
Оперетту называют сказкой для взрослых. Сказки должны завершаться счастливым финалом: «А потом они поженились и жили долго и счастливо».
Когда не стало бедной Паолы, казалось, что отношения Кальмана и Агнес (или Агнешки, как он ее называл) приближаются именно к такому финалу. Правда, провожая Паолу в последний путь, Кальман будто бы дал обет вечной верности своей умершей подруге, говорил, что ни одна женщина никогда не будет так близка ему, как Паола…
Другой такой, как Паола, не встретил, но через пару лет, к удивленью друзей, женился. Но не на Агнес.
Рассказывают, что их отношения дали трещину из-за романа Агнес с кинооператором. А еще из-за того, что ей не понравилась предложенная Кальманом роль матери семейства. Впрочем, Агнес Эстрехази было уже 37 лет. Даже при нынешнем уровне медицины не каждая женщина решится в такие годы впервые стать матерью.
Но вернее всего Имре Кальман и Агнес Эстерхази подспудно понимали, что не стоит музе обременять себя бытом.
Победительница в битве при Чикаго
Последним шедевром Имре Кальмана стала оперетта «Фиалка Монмартра». Ничего лучше он уже не создал. «Фиалку Монмартра» маэстро посвятил своей юной жене Верушке.
В «Фиалке Монмартра» – два противоположных женских характера. Это красавица Нинон, для которой дороже всего богатство и слава, и способная пожертвовать всем ради любимого человека Виолетта. В одном из очерков о Кальмане рассказывается, что, создавая партию Нинон, подарив ей блестящую арию «Карамболина, Карамболетта, ты – пылкой юности мечта», Кальман вдохновлялся воспоминаниями об Агнес. Ну а нежные мелодии для Виолетты писал под впечатлением от знакомства с русской эмигранткой Верой Макинской. Если так, то как же он заблуждался…
В одном из интервью Вера Макинская вспоминала, как судьба трижды помогала ей пересечься с маэстро. В первый раз, – когда она была совсем еще ребенком и выходила на сцену в его оперетте, чтобы произнести пару слов и сделать книксен. Маэстро после спектакля подарил Вере фото с автографом. Во второй раз – когда Вера уже юной девушкой подрабатывала на подиуме, в киноэпизодах и варьете. Одежды на Макинской в тот вечер почти не было, зато ее голову украшал кокошник. Кальман, оказавшийся среди посетителей варьете, якобы узнал в ней ту милую русскую девочку и сказал что-то приветливое. Третья мимолетная встреча в артистическом венском кафе стала судьбоносной.
Случайно или нет, но Вера и маэстро одновременно подошли к гардеробщице за вещами. Та довольно грубо сказала, что сначала обслужит господина, а потом уж ее, потому что она никогда не платит, а лезет вперед других посетителей.
Кальману стало жалко молоденькую русскую эмигрантку. Он не только потребовал сначала выдать пальто ей, но и пообещал девушке место в кордебалете в спектакле по его оперетте «Герцогиня из Чикаго».
С тех пор на каждую репетицию он приносил два бутерброда со своей любимой ветчиной. Один бутерброд предназначался Вере.
Как-то раз Кальман пригласил свою новую знакомую в ресторан. Вернее, не только Веру, но и ее маму. Вера ответила, что у нее нет подходящего наряда, и маэстро заказал ей платье в одном из лучших магазинов.
Есть две версии того, что произошло между ними после премьеры «Герцогини из Чикаго». В обеих фигурирует Агнес Эстерхази. Согласно одной версии, Кальман и Агнес уехали вместе, и на следующий день Верушка закатила маэстро скандал. Тогда-то он и понял, что надо делать выбор.
Согласно другой версии, утром после премьеры Кальман подошел к Верушке и сообщил, что она победила.
Вера Макинская родила Кальману троих детей – сына и двух дочек. Как отец он был счастлив. И все же их дом получился совсем не тем уютным тихим гнездышком, о котором мечтал маэстро. Верушке хотелось блистать в свете, она тосковала по сильным чувствам, приключениям, бешеным скоростям.
«Коричневая чума» заставила Кальманов эмигрировать в Штаты. Нацисты сообщили Кальману, что знают о его еврейском происхождении, но так высоко ценят его музыкальный гений, что производят в почетные арийцы. Кальман отказался от этой чести.
За океаном Фортуна точно отвернулась от маэстро. Он рассчитывал, что получит заказы от голливудских кинокомпаний на музыку к кинофильмам, – студии его словно не замечали. Впрочем, по свидетельству дочери Кальмана Ивонны, отец сумел неплохо распорядиться деньгами, и в материальном плане семья жила довольно сносно. В личном плане было хуже. В 1942 году Верушка сказала мужу, что встретила мужчину своей мечты и подает на развод. Это был француз. Молодой, богатый, элегантный.
Чтобы оформить развод, Верушке надо было ехать в другой штат. Кальман узнал о дне ее возвращения и пошел на вокзал вместе с детьми. Дети со слезами бросились к маме, и сердце Верушки дрогнуло. Домой они вернулись как прежде вместе, но идиллии не наступило. Ивонна рассказывала, что мама постоянно отсутствовала. Домой забегала, чтобы поменять наряды.
После войны семья вернулась в Европу. Здесь Кальману легче дышалось, но здоровье его пошатнулось, лечение не спасало. Что значил для нее Кальман, Верушка по-настоящему поняла, когда он был уже тяжело болен…
Вера Кальман ждала, что на церемонию прощания с ее великим мужем приедет и Агнес Эстерхази. Еще в молодости Верушка решила, что лучшее средство вывести Кальмана из-под чар Агнес – это с ней подружиться, что и сделала. Узнав, что у Агнес нет денег на это печальное путешествие, оплатила проезд.
Больше Вера Кальман замуж не выходила. До конца своих дней она оставалась вдовой короля оперетты и хранительницей его бесценного наследия.
P.S. Самым драгоценным бриллиантом этой сокровищницы считается оперетта «Сильва». Спектакль по этой оперетте стал одним из талисманов Ростовского музыкального театра.
Читайте по теме - «Живи не меньше «Королевы чардаша»!