Дата публикации:
17 ноя 2023 г.
11 ноября в России стартовала кампания по борьбе с «кибербуллингом» – травлей в сети Интернет и за ее пределами
4974
Как обезопасить детей от негативного воздействия глобальной сети рассказал доцент кафедры общей и педагогической психологии ЮФУ Александр Мирошниченко
– Александр, расскажите, как правильно реагировать на сообщения в интернете, чтобы ребенок мог избежать конфликта?
– Как правило, агрессивные сообщения требуют от нас ответной реакции и отнюдь не доброй, нас настраивают на конфликт, выброс эмоций, а иногда и неадекватное поведение. Если так называемый агрессор и обидчик неизвестен и конфликт не начат, лучше сразу блокировать такого собеседника. Но в случае, когда требуется что-то написать в ответ, следует помнить о правилах и действовать в соответствии с ними.
Избегайте открытого противоречия, сохраняйте спокойный тон и делайте небольшие паузы, своего рода выдержки – в живом общении они помогают обдумать ситуацию и принять более взвешенное решение.
Стоит с уважением относиться к позиции собеседника, даже если вы с ней не согласны.
Можно обозначить свою позицию и границы, но при этом не переходить на личности, оскорбления – возможно, этого и ждет та сторона, желая привлечь к себе внимание, «победить» в споре.
Если агрессор не получает обратной связи, скандал не получается, интерес к вам теряется и переходит на другого человека.
– А чем вызвано желание писать негативные комментарии в интернете?
– Желание писать необоснованные комментарии, распространять фейки происходит потому, что человек хочет быть в центре внимания, самовыразиться за счет этих действий. Обсуждение в социальных сетях уже не является чем-то личным и закрытым, оно автоматически становится публичным и доступным неограниченному кругу лиц. От этого конфликтная ситуация и напряженность между собеседниками только усиливается. Условная анонимность и возможность быть в сети кем угодно дает ощущение вседозволенности.
Известно множество случаев преступлений, в том числе и убийств, когда конфликт, который зарождался в каком-то чате или сообществе, выходил в офлайн, и люди, даже не разобравшись в сути ситуации, были готовы пойти на крайние действия, совершенно недопустимые.
– Как воспитать в ребенке культуру общения в интернете?
– Воспитание должно строиться не на запугивании и запретах, а на просвещении – рассказе о том, что такое хорошо и что такое плохо. Важно сформировать резко негативное отношение к деструктивному контенту, но при этом показать преимущества интернета, как большой базы знаний, и научить ребенка ею пользоваться. Нужно установить четкие правила пользования интернетом. Если ребенку что-то не нравится, он может это обсудить с родителями, поделиться своими переживаниями и опасениями. Также родителям стоит избегать критических оценок, чтобы не заставить ребенка считать, что он находит только нехорошую или вредную информацию.
Родителям желательно использовать различные программы контроля. Нужно уделить внимание тому, чем ваш ребенок занимается в интернете – можно быть подписанным на его страничку, но стараться не быть чересчур активным. Ни в коем случае не нужно читать его личную переписку, ведь тогда доверительные отношения родителей с детьми могут быть разрушены. Очень хорошо работает, когда старшие обращаются к ребенку за помощью, например, спрашивают, как зарегистрироваться в соцсети и как ею пользоваться. Дети ощущают свою пользу и участие, укрепляют доверительные отношения с родителями и добавляют вас в друзья в интернете.
Если же у родителей не налажены доверительные отношения с ребенком, необходимо хотя бы озвучить ему общие правила поведения в интернете – к ним он может отнестись по-своему, но обязан услышать их от взрослых.
Во-первых, правила воспитанности и уважения личных границ действуют одинаково в любой среде.
Во-вторых, нужно постараться не выкладывать свои личные данные, фотографии с местоположением, сведения о месте жительства и подобную информацию.
В-третьих, не следует встречаться с людьми, с которыми знаком в интернете, но никогда не видел вживую. Детям стоит объяснить, что эти люди могут быть совсем не теми, за кого себя выдают в сети.
Наконец, важно рассказывать о том, что их может поджидать в интернете, какая информация там может быть, что в ней хорошо, а что плохо. Родителям важно помнить, что не нужно постоянно озвучивать эти правила. Профилактика будет более эффективной, если говорить о безопасности в интернете спустя 2-3 месяца после предыдущей беседы.
– Не секрет, что многих родителей беспокоит зависимость детей от интернета – как от нее избавиться?
– Большинство современных людей вынужденно находится в постоянном информационном потоке. Различные гаджеты – смартфоны, планшеты и компьютеры с одной стороны являются незаменимыми помощниками, а с другой – заменой реальной жизни. При интернет-зависимости ребенок заменяет все потребности виртуальным миром, когда он абсолютно не стремится к общению вживую, не понимает, где еще, как не в интернете, ему будет хорошо. Если у него существует какой-то коммуникативный барьер, причины, по которым не удается свободно общаться со сверстниками в реальном мире, то он переходит в виртуальный, где все происходит быстрее и проще.
Иногда благодаря поддержке друзей или по своему желанию ребенок возвращается к реальности. Но бывает, что проблема может заставить его перейти в интернет, он привыкает там находиться, не решая свои проблемы, не преодолевая барьеры, которые только усиливаются. В этом случае формируется зависимость, и здесь необходимо обращаться к специалистам. Чтобы зависимость не сформировалась, необходим некий жизненный опыт, который показывает, что можно обходиться без интернета и очень интересно проводить время. Важно показать ребенку альтернативу, чем еще можно заниматься и какие для этого есть возможности.
Хотя вселенная интернета отличается от реального мира своими технологическими возможностями, но они схожи в главном. Нужно уважать друг друга, быть бдительным по отношению к тем людям, с которыми общаешься, и внимательно проверять получаемую информацию. А детям, помимо этого, нужна родительская любовь, внимание к их интересам и живое общение.
#травля ребенка в Интернете, кибербуллинг
– Александр, расскажите, как правильно реагировать на сообщения в интернете, чтобы ребенок мог избежать конфликта?
– Как правило, агрессивные сообщения требуют от нас ответной реакции и отнюдь не доброй, нас настраивают на конфликт, выброс эмоций, а иногда и неадекватное поведение. Если так называемый агрессор и обидчик неизвестен и конфликт не начат, лучше сразу блокировать такого собеседника. Но в случае, когда требуется что-то написать в ответ, следует помнить о правилах и действовать в соответствии с ними.
Избегайте открытого противоречия, сохраняйте спокойный тон и делайте небольшие паузы, своего рода выдержки – в живом общении они помогают обдумать ситуацию и принять более взвешенное решение.
Стоит с уважением относиться к позиции собеседника, даже если вы с ней не согласны.
Можно обозначить свою позицию и границы, но при этом не переходить на личности, оскорбления – возможно, этого и ждет та сторона, желая привлечь к себе внимание, «победить» в споре.
Если агрессор не получает обратной связи, скандал не получается, интерес к вам теряется и переходит на другого человека.
– А чем вызвано желание писать негативные комментарии в интернете?
– Желание писать необоснованные комментарии, распространять фейки происходит потому, что человек хочет быть в центре внимания, самовыразиться за счет этих действий. Обсуждение в социальных сетях уже не является чем-то личным и закрытым, оно автоматически становится публичным и доступным неограниченному кругу лиц. От этого конфликтная ситуация и напряженность между собеседниками только усиливается. Условная анонимность и возможность быть в сети кем угодно дает ощущение вседозволенности.
Известно множество случаев преступлений, в том числе и убийств, когда конфликт, который зарождался в каком-то чате или сообществе, выходил в офлайн, и люди, даже не разобравшись в сути ситуации, были готовы пойти на крайние действия, совершенно недопустимые.
– Как воспитать в ребенке культуру общения в интернете?
– Воспитание должно строиться не на запугивании и запретах, а на просвещении – рассказе о том, что такое хорошо и что такое плохо. Важно сформировать резко негативное отношение к деструктивному контенту, но при этом показать преимущества интернета, как большой базы знаний, и научить ребенка ею пользоваться. Нужно установить четкие правила пользования интернетом. Если ребенку что-то не нравится, он может это обсудить с родителями, поделиться своими переживаниями и опасениями. Также родителям стоит избегать критических оценок, чтобы не заставить ребенка считать, что он находит только нехорошую или вредную информацию.
Родителям желательно использовать различные программы контроля. Нужно уделить внимание тому, чем ваш ребенок занимается в интернете – можно быть подписанным на его страничку, но стараться не быть чересчур активным. Ни в коем случае не нужно читать его личную переписку, ведь тогда доверительные отношения родителей с детьми могут быть разрушены. Очень хорошо работает, когда старшие обращаются к ребенку за помощью, например, спрашивают, как зарегистрироваться в соцсети и как ею пользоваться. Дети ощущают свою пользу и участие, укрепляют доверительные отношения с родителями и добавляют вас в друзья в интернете.
Если же у родителей не налажены доверительные отношения с ребенком, необходимо хотя бы озвучить ему общие правила поведения в интернете – к ним он может отнестись по-своему, но обязан услышать их от взрослых.
Во-первых, правила воспитанности и уважения личных границ действуют одинаково в любой среде.
Во-вторых, нужно постараться не выкладывать свои личные данные, фотографии с местоположением, сведения о месте жительства и подобную информацию.
В-третьих, не следует встречаться с людьми, с которыми знаком в интернете, но никогда не видел вживую. Детям стоит объяснить, что эти люди могут быть совсем не теми, за кого себя выдают в сети.
Наконец, важно рассказывать о том, что их может поджидать в интернете, какая информация там может быть, что в ней хорошо, а что плохо. Родителям важно помнить, что не нужно постоянно озвучивать эти правила. Профилактика будет более эффективной, если говорить о безопасности в интернете спустя 2-3 месяца после предыдущей беседы.
– Не секрет, что многих родителей беспокоит зависимость детей от интернета – как от нее избавиться?
– Большинство современных людей вынужденно находится в постоянном информационном потоке. Различные гаджеты – смартфоны, планшеты и компьютеры с одной стороны являются незаменимыми помощниками, а с другой – заменой реальной жизни. При интернет-зависимости ребенок заменяет все потребности виртуальным миром, когда он абсолютно не стремится к общению вживую, не понимает, где еще, как не в интернете, ему будет хорошо. Если у него существует какой-то коммуникативный барьер, причины, по которым не удается свободно общаться со сверстниками в реальном мире, то он переходит в виртуальный, где все происходит быстрее и проще.
Иногда благодаря поддержке друзей или по своему желанию ребенок возвращается к реальности. Но бывает, что проблема может заставить его перейти в интернет, он привыкает там находиться, не решая свои проблемы, не преодолевая барьеры, которые только усиливаются. В этом случае формируется зависимость, и здесь необходимо обращаться к специалистам. Чтобы зависимость не сформировалась, необходим некий жизненный опыт, который показывает, что можно обходиться без интернета и очень интересно проводить время. Важно показать ребенку альтернативу, чем еще можно заниматься и какие для этого есть возможности.
Хотя вселенная интернета отличается от реального мира своими технологическими возможностями, но они схожи в главном. Нужно уважать друг друга, быть бдительным по отношению к тем людям, с которыми общаешься, и внимательно проверять получаемую информацию. А детям, помимо этого, нужна родительская любовь, внимание к их интересам и живое общение.
#травля ребенка в Интернете, кибербуллинг