Областное правительство получило несколько неожиданное предложение. Его автор – петербургский предприниматель Ринат Бичурин – предлагает построить в Таганроге полностью частный метрополитен. Одновременно подобные предложения он направил еще двум регионам.



Кроме того, Р. Бичурин разместил петицию в интернет-ресурсе «Change.org». В ней предлагается разрешить создание в российских городах строительство частного метро. По замыслу автора инициативы, такой метрополитен будет наземным и надземным, строиться должен полностью на частные деньги и, соответственно, управляться частной компанией. Р. Бичурин в своей петиции обращается к президенту, федеральному правительству и обеим палатам российского парламента с просьбой одобрить его идею. Заметим, что петиция уже собрала подписи почти 3000 человек.

Что касается конкретно Таганрога, то, как утверждает Р. Бичурин, вполне реально в течение года построить здесь линию такого метро протяженностью без малого 10 километров. При этом затраты на строительство окажутся в 20 раз меньше, чем на прокладку тоннелей подземного метро. Меньше на целый порядок по сравнению с государственной подземкой окажутся и расходы на перевозку пассажиров.

Как известно, идея строительства классического метрополитена в Ростове, как и в ряде других крупных городов страны, неизбежно упирается в финансовые сложности. В прокладку только одного километра линии метро в России надо вложить пять миллиардов рублей. И величина подобных расходов год от года только растет. Растут и сроки окупаемости проекта.

Противопоставить этому можно только одно: финансирование работ за счет привлечения акционерного капитала, аккумулированного в публичном АО, с продажей акций всем желающим. В определенной степени поможет окупить проект, по мысли Р. Бичурина, способна и продажа рекламных мест в будущем метро.

Для справки: прокладка только одной линии гипотетического ростовского метро в его классическом варианте обойдется в 70-80 млрд рублей. Очевидно, что такие траты непосильны ни для регионального, ни тем более для городского бюджетов. Так, бюджет Ростова составляет примерно 35 млрд рублей, таганрогский бюджет – чуть более 7 млрд. Бюджет же области немногим превышает 200 млрд рублей. При этом в строительство так называемого легкого метро, что мало чем отличается от идеи, предложенной петербургским бизнесменом, Ростов и область готовы вложить до 40 млрд рублей.

Надо сказать, Таганрог – не единственный город, которому Р. Бичурин сделал свое предложение. И раньше он не раз выступал с инициативой строительства частного метро, предлагая построить его в 42 городах страны с населением более 400 тыс. человек. Вот и сейчас одновременно с правительством Ростовской области предложения о строительстве частного легкого метро поступили в региональные правительства Ставрополья и Карелии. Р. Бичурин предлагает заняться прокладкой линий наземного метро в Ставрополе и Петрозаводске. Власти этих городов и регионов также получили официальное предложение петербургского предпринимателя. Неясно только, что будет, если все три региона примут это предложение? Которому Р. Бичурин отдаст приоритет? Или готов реализовать свою идею во всех трех городах?

Пока же ни один из 42 городов, упомянутых бизнесменом из Петербурга, взяться за реализацию его проекта не решился.