Этот проект уже окрестили «автобусным метро».
Как отметил, выступая перед донскими парламентариями, директор департамента транспорта южной столицы Христофор Ермашов, основой «автобусного метро» должна стать сеть выделенных полос. Такой проект не без успеха реализуется в далекой Бразилии, а также в некоторых европейских и азиатских городах.
Есть, правда, и более близкий пример. В Белгороде с осени собрались запустить «метробус» на базе автобусов и троллейбусов. Для этого там сегодня осуществляют масштабную транспортную реформу. Но об опыте наших почти что соседей директор ростовского дептранса информации депутатам не предоставил. Так что трудно сказать, знают ли о белгородском эксперименте в Ростове и собираются ли как-то учитывать полученные там результаты.
Если же говорить о сути проекта «автобусного метро», предназначенного к реализации в южной столице, то выделенные полосы, по которым едет его подвижной состав, как правило, отделены от остальной дорожной части. Автобусные линии отличаются минимальным числом остановок. По сути, это экспрессы, посадка в которые осуществляется не с обычных автобусных остановок, а с отдельных терминалов. Последние устроены так, что садиться в транспорт, надо, подобно тому, как в вагон метро, – с одной стороны.
По словам Х. Ермашова, ростовские транспортники присматриваются к этому проекту «в порядке эксперимента». Но до того, чтобы запустить его в работу, предстоит радикально обновить автобусный парк. В течение 2022-23 годов надо будет заменить 285 автобусов. Как только это будет сделано, появится реальная возможность выделить десять машин особо большого класса для работы на магистральных экспрессных маршрутах, которые и станут костяком «автобусного метро».
Но для этого нужны средства. Выделить их из будущего областного бюджета и попросил депутатов директор ростовского департамента транспорта.
При этом «автобусное метро» не отменяет другого ростовского транспортного проекта – прокладки линий скоростного трамвая, или метротрама. Говоря о нем, заместитель донского министра транспорта Дмитрий Беликов связал его реализацию и перспективы с развитием и совершенствованием транспортного сообщения города с аэропортом «Платов». А кроме того, в Ростове должны быть построены две основные скоростные трамвайные линии – с востока на запад и с севера на юг.
Проект недешевый, хотя по сравнению с классическим метро обходится в значительно меньшую сумму. Но тем не менее только предпроект ростовского метротрама потребует самое малое 250 млн рублей. И работа над ним займет по меньшей мере год. В документации найдут свое отражение все основные характеристики ростовского метротрама и результаты геологических изысканий. Также будут определены этапы строительства и его стоимость.
При этом техзадание уже разработано. Вот только со сроками конкурса ясности пока нет. Неясно и то, как будет этот проект сопрягаться с автобусным метроэкспериментом, предлагаемым администрацией южной столицы.