Спустя два с половиной года после того, как ростовские подземные переходы в центре города были освобождены от ларьков, закрывавших часть настенных мозаичных панно, наконец появилась проектная документация на работы по реставрации четырех объектов культурного наследия регионального значения.
Фото/Видео: Любовь Позднякова
Ими признаны подземные переходы с тематическими мозаиками: пр.Кировский и ул.Б.Садовая, пр.Буденновский и ул.Московская, пр.Ворошиловский и ул. Б.Садовая, пр.Буденновский и ул.Б.Садовая.
Разработчик документации - пятигорское ООО «Специальное научно-производственное управление «Реставрация», известное по работе на фасаде ростовской школы № 1 и ремонту объекта культурного наследия регионального значения - монумента «Всадники» в Веселовском районе, от которого как раз на днях, то есть спустя всего три года, отвалился большой кусок.
Акты историко-культурной экспертизы проектной документации по реставрации четырех переходов размещены на сайте Комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области. Если каждый распечатать - получится довольно объемный документ.
Защитник памятников Александр Кожин - за то, чтоб был найден ответ на вопрос о сохранении мозаичных панно.
С одним из них - перехода пр. Буденновский — ул. Московская и пришел на встречу с журналистами руководитель Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр КОЖИН.
Встреча состоялась прямо в подземном переходе, который находится в самом худшем состоянии ИЗ ВСЕХ. Износу конструкций и разрушению плитки способствует не только время.
Сюжетные панно создавались в подземных переходах полвека назад.
Сильную вибрацию создают проезжающие по поверхности трамваи, отчего на потолке возле одного из входов, как раз рядом с мозаичным панно по произведениям Михаила Шолохова, давно образовалась трещина. Ее пытались замазать, но разве этим поможешь?
Из-за нарушения гидроизоляции во время непогоды в нее еще несколько лет назад начала стекать вода, прямо на головы прохожих и непосредственно в находившиеся тогда здесь ларьки с товаром.
- Бывало, зимой вообще образовывались сосульки, так и свисали с потолка, - рассказывают бывшие арендаторы торговых мест и обслуживающий персонал подземного перехода.
Напомним, ради представления мозаичных панно для всеобщего обозрения в подземных переходах убрали около трехсот ларьков. Сломали даже те, которые ничего не закрывали, располагаясь посередине тоннеля на пр. Ворошиловском.
Для ремонта гидроизоляции теперь предлагается снять часть мозаики. Общественники считают это экстремальным методом, после которого восстановить ее обратно может не получиться.
Особенность ростовских мозаик в том, что тематические панно созданы из обычной шахтинской и чешской керамической плитки, которая при обточке элементов была очень хрупкой. Мастер-мозаичник Юрий Лабинцев и его бригада аккуратно собирали их на кальку, закрепляли клеевыми составами фрагменты.
- Странно, что историко-культурную экспертизу проектной документации заказывал и оплачивал сам же ее разработчик ООО «Реставрация», - поделился своими мыслями с журналистами Александр Кожин. - Необходима также государственная техническая экспертиза, которая бы ответила на вопрос : как сохранить мозаику при реставрации? И еще. Проектную документацию нужно представить на обсуждение специалистов, общественников и СМИ. Сам я ее тоже пока не видел.
Материалы по теме читайте по ссылкам.
Видео Владимира Апарина