Однополчане погибшего в СВО бойца оскорблены тем, как организовали его похороны в Гуково.
В редакцию о том, как провожали в последний путь героя СВО Сергея Крыжановского, написала руководитель группы волонтеров Цимлянского и Волгодонского районов Татьяна Шепелева:
«Сказать, что мы в ужасе от отношения власти Гуково к бойцам, которые отдали свою жизнь, – это не сказать ничего. Мы в шоке! Мы плакали от обиды и боли за то отношение, какое они проявляют. Бойца привезли в будке строительной какой-то, как какой-то мусор или стройматериал. После в неё же и загрузили, не дав возможности даже близким, как это у нас положено, с ним проехать до места его захоронения.
Кладбище находится так далеко, что можно заблудиться. Очень далеко, за чертой города. Там, как нам сказали, и есть аллея славы. Но когда мы приехали, мы ужаснулись. Понятно, что январь, что погодные условия, снег и т.д. Подхода нет, чтобы похоронить одного, надо пройти и потоптать могилу другого бойца. Нет ни дорожек, ничего. Но у вас горе, у вас погиб парень – герой, боец, почему такое скотское отношение ко всему?»
В соцсетях стали появляться комментарии, потом всплыла информация о том, что сообщенное Татьяной Шепелевой – это фейк. Дескать, все было, как положено: и митинг, и представители военкомата, все торжественно. А волонтеры… были просто пьяны и ничего этого не заметили…
Конечно, мы начали проверять информацию. Что на самом деле случилось в Гуково? Связались с участниками событий, узнали мнение бойцов, воевавших вместе с Сергеем, их родителей…
Группа волонтеров, которую возглавляет Татьяна Шепелева, помогает ребятам на переднем крае, чем может. Доставляют и бронежилеты, и дроны, и теплое белье, и домашние пирожки…
– У меня самой сын получил тяжелое ранение, удостоен государственной награды. Эти ребята для меня все, как сыновья. Они меня и называют «мама Таня», – говорит Татьяна. – А Сережа (позывной – «Сухой») был сиротой, за него у меня особенно сердце болело. Хотелось как-то его защитить, согреть. Его все ребята очень любили. Они ведь братьями становятся, проходя этот ад. Последний раз я получила весточку от Сережи 6 января. Волновалась, просила откликнуться. Он написал: «У меня все хорошо». Поздравил с новым годом. И вот – узнаем о том, что он погиб…
На похороны в Гуково поехали несколько волонтеров из группы и сослуживцы Сергея, которые получили отпуска по ранению. Татьяна Полухина – многодетная мать, плетет маскировочные сети. София Беляева, у которой на войне муж, по профессии – кондитер. Печет для бойцов необыкновенно вкусные и красивые пряники. Атаман Романовского сельского поселения, командир казачьей дружины Волгодонского района Сергей Медведев. Фатима Ивженко – пенсионерка, которая печет и возит на передний край осетинские пироги. И сама Татьяна Шепелева – мама тяжело раненного бойца СВО. Приехавших проститься с товарищем бойцов было почти двадцать человек. Эти ребята повидали многое и пережили – тоже. Во время похорон Сережи – Сухого они плакали. Горе – потеря друга. Но это были и слезы обиды за него. Он, по мнению бойцов, заслужил, чтобы хоронили его как героя. Увиденное же на кладбище в Гуково никак не напоминало торжественную церемонию. И то, что гроб привезли на грузовой машине, и то, что к могиле пришлось добираться через нерасчищенные сугробы, что не было сказано, как следует, слов прощания. Не было траурной музыки, положенного оружейного салюта… У одного из бойцов был с собой газовый пистолет. Он вытащил его, со слезами на глазах и словами: "Мы помним тебя, Сухой. Царствие небесное, брат…" сделал три выстрела вверх. Вот и салют…
– Мы пытались выяснить, кто занимался организацией похорон, кто ответит за такое прощание с героем? Почему его везли на грузовике? Почему нет стрелков? Почему все так не по-человечески, ничего никто не ответил внятного, – говорит Татьяна. – А у нас в сердце осталось ещё больше боли и обиды за этого прекрасного парня, за нашего Сережу.
София Беляева все-таки смогла связаться с главой администрации города. Цитата из их переписки – перед вами:
«София Беляева: Здравствуйте, кто у вас отвечает за захоронения героев, воинов? Где ваша Аллея Славы? Неужели у вас совсем нет ничего человеческого?
Евгений Гриненко: Добрый день. За захоронение погибших в зоне СВО отвечает военный комиссариат. Мы, в свою очередь, а именно администрация города, участвуем в каждой церемонии похорон.
София Беляева: Простите, а почему вчера захоронением занимались волонтеры?
Евгений Гриненко: Так, стоп. Захоронением занимались далеко не вчера. Вчера на похоронах был представитель администрации, казачества и общественности. Был организован небольшой митинг. Отпевание бойца прошло у него дома.
София Беляева: Я про Крыжановского Сергея пишу, мобилизованного мальчика. Мы говорим о разных людях? Вы считаете, везти героя в грузовой газели – это приемлемо?
Евгений Гриненко: Я про него тоже. Простите, а можно уточнить, вы кем ему приходитесь?
София Беляева: Представитель общественной группы, который вчера был там. К сожалению, ни митинга, ни достойных похорон мы не увидели... Вы считаете, так нужно хоронить героев? Залпы в честь памяти героя тоже так должны были звучать? Очень больно и обидно, что в вашем городе такое отношение к военным... Аллея Славы не ухожена, не поймёшь, где начало, где конец...
Евгений Гриненко: София! Давайте внесём ясность. Гуково – это очень маленький городок с очень маленькими возможностями. У нас нет катафалков-лимузинов и т.д. Опекун Сергея просила помочь в автобусе для людей – решили! Заявку на салютную группу и оркестр в воинскую часть отправили заблаговременно. По какой причине вчера на похоронах отсутствовали стрелки, я, к сожалению, ответить не могу, Министерство обороны не отчитывается, какая ситуация повлияла на это. Поверьте, мне бы тоже хотелось проводить церемонии, как в крупных городах, но, увы. И повторюсь, вчера на похоронах был представитель администрации, он речь говорил, представитель общественной организации и представитель казачества. Было очень много молодёжи, которые, к слову, были в не очень трезвом состоянии.
София Беляева: Я – житель хутора! Не города, а хутора. У нас есть Аллея Славы, я, к сожалению, видела не одни достойные похороны героев, с администрацией, с военкомом, с гимном. Неужели в вашем городе не нашлось пассажирской газели, чтобы достойно довезти до кладбища, и родные могли сесть рядом с гробом? Молодёжи было не много, в основном сослуживцы, и пьяных среди них не было. Очень жалею, что не снимала все, есть только фото "шикарной" Аллеи Славы... А кто отвечать должен за сорванные достойные похороны? Военкомат?
Евгений Гриненко: Да! И военному комиссару уже на вид поставили о недопустимости впредь отсутствия военных на похоронах бойцов.
Вы в курсе, что Сергей сирота?
София Беляева: Да, знаю, что сирота. И именно поэтому мы считаем: кроме администрации, ему некому, по сути, было организовать все достойно.
Евгений Гриненко: У Сергея есть родственники. С ними поддерживали контакт. Исходили, в том числе и из их возможностей. И я не буду говорить, в каком виде, но в организации похорон со стороны Администрации была оказана помощь…»
У нас нет оснований сомневаться в словах главы: была помощь – значит, была. Но в результате у бойцов роты, в которой служил Сергей, осталась глубокая обида на тех, кто так обошелся с их боевым товарищем. И это – справедливая обида.
Что же касается вброшенной информации о пьяных волонтерах на похоронах Сергея Крыжановского, то это как раз и есть то, что называется фейком. Посмотрите сами: кто из перечисленных волонтеров мог быть пьяным?! Однополчане Сергея в большинстве своем были за рулем, добирались до города Гуково сами. Атаман Сергей Медведев вообще не пьет последние лет двадцать.
Мы так подробно рассказали об этом вовсе не для того, чтобы найти крайних и бросить на кого-то тень. Мы хотим, чтобы нужные выводы на всех уровнях были сделаны. Такие ситуации не должны повторяться.
P.S. Вчера к тете Сергея Крыжановского приехали сотрудники областного военкомата. Извинились за своих коллег из Гуково и передали документы о награждении Сергея орденом Мужества (посмертно). Пообещали, что орден будет вручен родственникам в торжественной обстановке 23 февраля.
Надеемся, что это обещание будет выполнено. Ведь у Сережи – Сухого есть младший брат, и для него очень важно знать: его старший – настоящий герой, которым гордится страна.
#СВО, похороны в гуково