В обществе продолжается обсуждение планов о замене ЕГЭ другими формами аттестации выпускников школ. Новые аспекты этой проблемы стали очевидны по итогам нынешней приемной компании в донские вузы.
Газета «Наше время» уже писала о решении Госдумы в октябре рассмотреть возможную отмену Единого государственного экзамена. Опрошенные при подготовке материала родители и школьные учителя сошлись во мнении, что быстро заменить эту форму оценки знаний школьников не удастся. Кроме того, за пятнадцать лет к ЕГЭ привыкли, механизмы его использования отладили и в целом свою задачу он выполняет. Самым важным позитивным качеством единого экзамена называли возможность талантливым ребятам из провинции поступить в престижные вузы.
Представители университетов в целом высказывали более скептическое отношение к ЕГЭ. Сторонники конспирологических версий считают, что причина этого – желание перенаправить финансовые потоки. Известно, что сейчас подготовкой к тестированию занимаются, в основном, школьные учителя и часто небескорыстно. Если вступительные экзамены в вузах решат вернуть, то подготовкой будущих абитуриентов вновь займутся университетские преподаватели. Правда есть у этой истории и еще одна заинтересованная сторона, стоящая над схваткой.
Речь идет о научном сообществе, в частности, Российской академии наук. Ее президент Геннадий Красников, который недавно посетил Ростов-на-Дону, общаясь с коллегами отметил, что центральным вопросом для РАН становится создание собственных школ для подготовки научной смены. Письмо о необходимости этого уже отправлено Владимиру Путину, так как академики обеспокоены негативными тенденциями, которые сложились в среднем образовании.
– После запуска Советским Союзом первого космонавта президент Кеннеди сказал, что США проиграли гонку в образовании, – напомнил Геннадий Красников, – Тревогу вызывает падение количества сдающих ЕГЭ по физике в 3 раза и по математике почти в 2 раза, показатели по химии тоже упали. Вопрос обсуждался с Президентом России, думаю, что он будет поднят осенью на высоком уровне.
В свое время министр цифрового развития Максут Шадаев предложил заменить экзамен по физике информатикой. Недавно он признался Геннадию Красникову, что был не прав и этот эксперимент надо заканчивать. Проблема очень серьезная и начинать ее решение придется с подготовки преподавателей, ведь как оказалось, одаренных детей, то есть тех, кто готов после школы поступить в лучшие вузы, у нас уже не так много. Министр образования Сергей Кравцов предложил рассматривать этот вопрос комплексно – у нас еще много хороших школ, в том числе, лицеи при университетах, физико-математические школы. К ним же относятся школы Академии наук, которые находятся в 32 регионах России.
Другую сторону проблемы с ЕГЭ обозначил ректор ДГТУ Бесарион Месхи. Выпускники многих сельских школ не набирают высоких баллов по тестированию и в результате не могут поступить на бюджетные отделения профильных вузов, которые готовят специалистов для агропромышленного сектора. Те, кто могли бы получить высшее образование и вернуться в село, вынуждены уезжать в города и заниматься неквалифицированным трудом. Отмечается и избыточное количество стремящихся получать высшее образование – нужно создавать колледжи и профессионально-технические училища, как альтернативу для подготовки рабочих и технических специальностей.