Наше время

Энциклопедия Ростовской области: Х

Дата публикации:3 сен 2022 г.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОМЫСЕЛ
Одна из визитных карточек Ростовской области - это Семикаракорский фаянс
Еще в 1936 году семикаракорские гончары объединились и создали керамическое производство при местном райпромкомбинате. Народным художественным промыслом Семикаракорский фаянс официально признали в 1972 -м.
На сегодняшний день ЗАО «Аксинья», где его производят, - единственное на Юге России предприятие народного художественного промысла, внесенное в федеральный реестр.
Каноны отличительной семикаракорской подглазурной росписи по белоснежному фаянсу утверждались при участии специалистов Московского научно-исследовательского института художественной промышленности.
Семикаракорский «фирменный» стиль — это преимущественно букетно-растительный орнамент (стилизованная донская флора), к которому добавлены арабески, узорные сетки и другие декоративные элементы. В центре — большой стилизованный цветок. Цветовая гамма — сочетание зеленых, розовых, коричневых красок разной насыщенности с вкраплениями бирюзы.
Также практикуются сюжетные композиции на темы казачьей жизни в стиле русского лубочного искусства.
Для производства семикаракорской керамики используются местные глины. Роспись — ручная.
Семикаракорский художественный промысел развивается. В последние годы мастера все чаще экспериментируют с мелкой скульптурной пластикой. Интересным направлением стало производство одетых в народные костюмы интерьерных кукол и кукол-грелок для чайников-заварников.
Предприятие принимает экскурсии, проводит мастер-классы.
ХАЧКАР
У донских армян есть такое предание. В то время, когда Иисус Христос проповедовал на земле Израильской, их далекие предки отправили к Спасителю делегацию с просьбой прислать толкователей его учения. Просьба была исполнена. В древнее армянское царство отправились ученики Христа — Фаддей и Варфоломей. Они и освятили хачкар — плиту с изображением солнца и креста, которую местные мастера вырезали из базальта.
Когда много столетий спустя злая судьба заставила потомков тех первохристиан покинуть родные места, они взяли с собой свои хачкары. И прежде всего этот, базальтовый. В Крыму в честь него построили монастырь, который так и назвали — Сурб Хач (Святой Крест).
В конце ХVIII века потомков этих переселенцев ждало новое странствие — на Дон. И вновь они везли с собой свои древние святыни.
Новый монастырь Сурб Хач построили на месте, вид которого немного напоминал Крымский пейзаж: холм, родники, роща… Его главной святыней стал легендарный хачкар. После революции в судьбе этого хачкара произойдут новые повороты, ему придется попутешествовать, прежде чем он вернется в стены монастыря Сурб Хач, в котором разместится филиал Ростовского областного музея краеведения — музей русско-армянской дружбы.
В 2007 году ростовский монастырь Сурб Хач отошел к Армянской апостольской церкви, а музею отвели другое здание. В отношении хачкара по просьбе верующих приняли компромиссное решение: оставаясь в стенах монастыря, он находится в юридической собственности РОМК. Кстати, историки датируют его VI веком н.э. А для нового здания музея русско-армянской дружбы изготовили его муляж.
ХОЛОКОСТ
Холокост — одна из самых трагичных страниц донской истории.
Первый массовый расстрел оккупантами мирных граждан, чья вина заключалась лишь в принадлежности  к преследуемым нацистами национальностям — евреям и цыганам - произошел в сентябре 1941 года в Петрушиной балке под Таганрогом. Этот нацистский сценарий должен был повториться в Ростове, но Красная Армия  очистила донскую столицу от оккупантов прежде, чем они успели осуществить свой страшный план.
Однако ростовская трагедия оказалась лишь отстроченной. Вновь захватив город летом 1942-го, нацисты опубликовали воззвание к еврейскому населению, в котором сообщалось о необходимости прибыть в назначенный срок в пункты сбора, имея при себе небольшой запас еды, самые необходимые вещи, документы, ценности  и ключи от квартиры с указанием адреса на бирке. 
Вместо обещанного переселения в более благоприятное для евреев место компактного проживания тысячи людей погнали 11-12 августа на городскую окраину, к Змиевской балке, где уже были вырыты могильные рвы.
Сколько мирных евреев истребили  на Дону за время оккупации, точно неизвестно. И в Таганроге, и в Ростове было много беженцев, прибывших из западных областей СССР. В Ростове, по разным оценкам, жертвами Холокоста могли стать от 13 до 15 тысяч евреев. Это больше, чем в других, оккупированных в Великую Отечественную войну, российских городах.
И Змиевка, и Петрушина балка не были местами уничтожения исключительно евреев и цыган. В период оккупации здесь расстреливали военнопленных, подпольщиков, нарушителей «нового порядка». Общее число жертв Змиевки — 27 тысяч.
В 1975 году в Змиевской балке открыли мемориальный комплекс «Памяти жертв фашизма» (скульпторы Борис и Евгения Лапко). 
Летом 2022 года в Ростове в местах сбора жертв Холокоста установили мемориальные доски и памятные знаки-валуны.
ХАНЖОНКОВ: ДОН В СУДЬБЕ ПИОНЕРА КИНЕМАТОГРАФА
На донской земле прошли детские и школьные годы одного из пионеров отечественного кинематографа, уроженца Донецкого края Александра Ханжонкова. Именно здесь он впервые увидел чудо движущихся на экране картинок.
После окончания Новочеркасского юнкерского училища Александр Ханжонков в течение девяти лет служил в Донском казачьем полку, расквартированном в Москве. В отставку ушел в чине подъесаула по состоянию здоровья. Довольно крупную сумму полагавшейся в таких случаях «компенсации» вложил  в кинопроизводство.
Ханжонков стал выдающимся кинодеятелем.  Начал с выпуска документальных лент, затем занялся художественными. Наладил производство научно-просветительских фильмов. Ханжонков запустил в производство первый отечественный полнометражный художественный фильм «Оборона Севастополя» и стал одним из его авторов.
 В ателье Ханжонкова создали первую в мире объемную анимацию — ленту «Прекрасная Люция, или Война усачей с рогачами». Этот донской казак считается основателем Ялтинской киностудии.
В эмиграции Ханжонков начал заниматься экспериментами с озвучиванием кинолент, но на серьезные работы не хватило средств.
Жизнь в Советской России (на родину Ханжонков вернулся по приглашению одной из кинофирм) стала чередой несчастий и разочарований. Все его достижения и слава остались в прошлом, о котором уже не вспоминали. В новые проекты Ханжонкова не приглашали.
Имя Ханжонкова вернулось из забвения в перестройку. В 2011 году памятник  ему открыли в Ялте, в 2016-м — в Ростове, неподалеку от места, где он учился в гимназии.
ХУТОРА-КИНОЛОКАЦИИ
Донские живописные хутора издавна привлекают внимание кинематографистов.
Самая богатая киноистория - у хутора Пухляковский Усть-Донецкого района. Здесь жил писатель Анатолий Калинин, сюда в киноэкспедиции приезжали съемочные группы, работавшие над экранизациями его книг. 
В 1967 году в Пухляковском и его окрестностях по книге Калинина «Цыган» снимали одноименный фильм, в 1979-м - сериал, а в 1985 его продолжение «Возвращение Будулая».
В 1974 -м здесь же работала съемочная группа, создававшая киноверсию калининской повести «Возврата нет».
Окрестности Пухляковского стали естественными декорациями и для драмы «Смертный враг», снятой по рассказам Шолохова.
В 2017 году съемки мини-сериала «Смотритель маяка» неожиданно прославили хутор Мержаново Неклиновского района. Построенный для съемок маяк превратился в популярный арт-объект. Через год Мержановский маяк стал частью нового парка «Оксиленд».
Хутор Обуховка Азовского района приглянулся создателям комедийно-мелодраматического сериала «Соседи», и уже не первый сезон играет в нем «роль» деревни Колотилово.
Больше других повезло хутору Диченскому, что в Каменском районе. В Диченском снимали картину, ставшую киноклассикой. В съемках участвовали и сами диченцы.
В 2007 году этот факт увековечили установкой в центре хутора памятного знака. На нем надпись: «1956-1957 г. г. Здесь проходили съемки фильма С. А. Герасимова «Тихий Дон» по роману М. А. Шолохова. Это событие прошло через судьбы многих жителей Каменского района и навсегда останется в памяти».
Сообщить об ошибке
Loading...