Именно он изображен на первой «настоящей» картине маслом сальчанина Анатолия Михайловича Ковтуна. Было тогда начинающему художнику-самоучке сорок лет…
Вообще-то
о настоящей серьезной живописи он мечтал с детских своих лет, которые пришлись на страшные военные годы и послевоенную разруху. Поехать учиться «на художника» в Ростов выпускник провинциальной школы не смог. Тогда вся страна жила трудно, а у Анатолия ко всему крепко выпивал отчим, и о какой-либо материальной поддержке во время учебы в большом городе от семьи рассчитывать не приходилось. Пришлось осваивать бухгалтерское дело. Страна тогда брала на полное государственное обеспечение обучающихся этой профессии инвалидов детства, а я и был одним из таковых, рассказывает Анатолий Михайлович. Учились вместе с товарищем-земляком Вячеславом Таранником, тоже инвалидом. На долгие годы мои взаимоотношения с живописью ограничились сбором и коллекционированием художественных открыток, репродукций картин, журнальных иллюстраций. Разглядывал, изучал, прикидывал, как бы это нарисовал я сам. Хотелось работать именно маслом, хотя первые мои детские еще пробы не удались, поскольку совершенно не представлял себе, как применять растворители, смешивать краски

После окончания учебы с отличием два свежеиспеченных бухгалтера-экономиста получили льготную возможность самораспределения. Можно было выбирать самые выгодные условия. А они посовещались да и рванули добровольно на освоение целинных и залежных земель.
Без комсомольских путевок даже, поясняет Ковтун. Их-то в те времена инвалидам могли попросту не дать, вот мы и не стали лишний раз рисковать. Романтика позвала сами поехали по призыву собственной души.
Он стал бухгалтером второго отделения Чуманского совхоза на Алтае. В алтайском крае молодой специалист Анатолий Ковтун нашел и свою «половинку» сибирскую красавицу Любу. Трудилась она поваром в тамошнем детском саду, а он явился однажды туда с проверкой бухгалтерских дел.
Я же его еще раньше на танцах приглядела, признается Любовь Николаевна. Симпатичный такой, с чудесной шевелюрой. В нынешнем году пятьдесят два года исполняется нашей совместной жизни. В Сальск приехали, считай, полвека назад, здесь воспитали трех дочерей Аллу, Светлану, Александру. Все с высшим образованием, живут благополучно. У нас пятеро внуков, семь правнуков.
Слушая воспоминания супругов, я фактически случайно узнаю вдруг, что, оказывается, Анатолий Михайлович в подростковом возрасте лишился обеих ног в результате несчастного случая и всю жизнь с тех пор, как знаменитый летчик Маресьев, ходит на протезах. Вот тебе и инвалид детства! Поди-ка догадайся об этом, когда он не то что без костылей, но даже и без палочки водит гостя по дому, показывая живописные свои работы.
Тяжелейший был у меня период, жить не хотелось, вспоминает он. А в одно утро обнаруживаю на тумбочке возле моей больничной койки книгу Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Потрясающее на меня произвела впечатление! Решил тогда, что и я не сломаюсь!
Конкретно красками, мольбертом, этюдником, карандашами и кистями последователь легендарного летчика обзавелся много лет спустя к моменту завершения Ковтунами строительства собственного дома в Сальске, который захотелось им украсить работами главы семейства. Тогда-то и появился «Букет полевых маков».
Завершенных картин было еще, как говорится, раз-два и обчелся, когда в 1977 году повел Анатолий Михайлович семью в Сальский художественный музей, основанный знаменитым земляком-живописцем Василием Нечитайло. Дочки у некоторых тамошних картин расшумелись: «ты, папа, лучше рисуешь». Тогдашняя заведующая услышала, предложила Анатолию Михайловичу принести свои работы. Сильно сомневаясь, он сначала показал пару картин местному художнику Николаю Мирошниченко. Тот одобрил, и картины были выставлены в очередной музейной экспозиции. Тут в Сальск как раз приехал сам Василий Кириллович Нечитайло, пришел в музей пообщаться с коллегами.
Вот как надо рисовать, заявил он, увидев «Маки» Ковтуна.
Да я непрофессионал, ничему нигде не учился, застеснялся художник-самоучка.
Непрофессионал, а мазки у вас красивые, точные, заверил Нечитайло. Работайте, у вас получается!
Провинциальный живописец затрудняется назвать число своих работ. Получается где-то в районе полутысячи. Сибирь, Урал, Кавказ, Средняя Азия, Польша, Германия, родная сальская земля. Участвовал Ковтун во многих выставках разного уровня, вплоть до Всесоюзной.
Сегодня его по-настоящему изумительные картины есть в фондах Сальского художественного музея имени В.К.Нечитайло, в нескольких частных собраниях. Приобрести работы Ковтуна были бы не прочь многие, но продает их Анатолий Михайлович крайне редко. «Чтобы только на кисти, краски и холсты немного заработать, а вовсе не корысти ради». Обычно просто дарит он свои картины родным, близким, друзьям, знакомым. И по сей день смущается, когда его называют настоящим большим художником сальской земли.