
В станице Николаевской Константиновского района захоронили именную капсулу мичмана Леонида Мартынова. В капсуле – вода с места гибели атомной подводной лодки К-8
Фото/Видео: Мария Золотарева
Субмарина затонула в Бискайском заливе 12 апреля 1970 года в результате пожара. Четверо суток моряки боролись с огнем. Экипаж АПЛ «К-8» выполнил свой воинский долг до конца, заглушив атомный реактор, и тем самым спас Европу от ядерной катастрофы. Цена спасения – жизни 52 подводников. Среди них – четверо уроженцев Ростовской области. Один из них – Леонид Федорович Мартынов – родился в станице Николаевской Константиновского района.
Наша газета посвятила истории героического экипажа атомной подводной лодки К-8 цикл публикаций («Помнит мир спасенный?», 24 ноября 2017 года; «По следам погибшей подлодки», 8 декабря 2017 года; «Урок мужества», 13 декабря 2017 года; «Подлодка К-8: новые имена...», 16 декабря 2017 года; «Капитан-лейтенант Николай Ясько», 2 марта 2018 года; «Последний поход мичмана Устенко», 16 марта 2018 года, «Подвиг, о котором молчали», 3 апреля 2018 года).; «Последний приют мичмана Мартынова», 28 сентября 2018 года).
Поднять лодку с глубины более четырех с половиной тысяч метров невозможно. Были изготовлены 52 именные капсулы по числу погибших. В них набрали воду с места гибели К-8. По морской традиции капсулы эти передают на малую родину героев для захоронения. Одна из них и была доставлена в станицу Николаевскую, где мичмана Леонида Мартынова помнят его земляки, где живут его родные. Где на сельском кладбище покоится прах представителей большого казачьего рода Мартыновых. И он, тридцатилетний морячок, красивый, улыбающийся, вернулся через сорок восемь лет к донским берегам из своего последнего морского похода. Жаль, что только на портрете, размещенном на мемориальных досках и надгробном памятнике.
В Николаевской в день захоронения капсулы было много людей в морской и военной форме. Они приехали в станицу из разных мест. Из поселка Целина, где живет семья старшего сына мичмана Мартынова. Из поселка Усть-Донецкого, где действует клуб военных моряков. Из города Константиновска – районного центра.
Особое внимание было уделено, конечно, родным Леонида Федоровича. И прежде всего его сыну Федору. «Он очень похож на отца, – говорят знавшие близко погибшего подводника николаевцы. – Такой же добрый взгляд. Только Федор его теперь старше».
Когда отец не вернулся из боевого похода, Феде не было и семи лет.
– Он мне запомнился добрым и строгим одновременно, – рассказывает мне Федор. – Приходил домой в красивой форме, подтянутый. Требовал порядка и от нас, сыновей. А мы ведь с Валентином баловались, шкодничали. В углы нас ставил, когда набедокурим. Каждого в свой угол. Хотя мне меньше, конечно, доставалось, как младшему. Хорошо мы жили, пока не погиб отец…
Старался все время быть рядом с дядей и внук Леонида Федоровича, названный в честь героя-деда Ленькой.
На здании местной школы, где Леонид Мартынов учился в старших классах, установили мемориальную доску. На торжественную линейку собрались школьники и учителя, ветераны-моряки и представители власти, односельчане. Приехали жители Гапкинского сельского поселения, ведь маленького Леню Мартынова воспитывали бабушка и дедушка в хуторе Новая Жизнь, что находится недалеко от хутора Гапкина. Здесь, в Новой Жизни, Леонид учился в начальной школе. И именно учитель Гапкинской средней школы Валентина Родионова первой начала поиск сведений о герое-подводнике и его родных.
Затем в сельском Доме культуры показали видеофильм о трагических событиях апреля семидесятого года в Бискайском заливе и подвиге экипажа советской атомной субмарины К-8, сведения о которых находились долгое время под грифом «секретно».
Именную капсулу Леонида Мартынова с морской водой, взятой с места, где покоится на дне океана затонувшая подлодка, с воинскими почестями захоронили на станичном мемориале Славы. Здесь установили еще одну мемориальную доску герою-подводнику. Было предложено назвать в будущем одну из улиц в станице Николаевской именем Леонида Мартынова.
А на следующий день на сельском кладбище был установлен еще и памятник герою-подводнику возле могил его предков. Как рассказывал глава сельской администрации Александр Варламов, его безвозмездно изготовили в константиновском агентстве ритуальных услуг, которым руководит предприниматель Светлана Бондаренко. Да и мемориальные доски сделали на средства, собранные коллективом Николаевской средней школы, и личный вклад директора местного хлебоприемного предприятия Эрзимана Гаджиева. Значительную помощь и поддержку оказали и военкомат, и местный ДОСААФ.
Пока шел поиск родственников Леонида Мартынова, познакомилась я со многими неравнодушными людьми, которые искренне пытались помочь. Например, чиновники из города Эртиля Воронежской области в кратчайшие сроки нашли и прислали адрес и телефон жены Леонида Мартынова Лидии Филипповны Потаповой. Жаль, что пожилая женщина из-за болезни не смогла приехать на памятные мероприятия в Николаевскую.
Подружились мы и еще с одним человеком – Мариной Анатольевной Русиной – руководителем поисковой группы «Морская вахта памяти» Государственного морского университета морского и речного флота имени академика Макарова из Санкт-Петербурга. Это она вместе с советом родственников членов экипажа К-8, который возглавляет Эля Князева, занимается увековечиванием памяти погибших подводников.
– Память не бывает запоздалой, – уверена Марина Русина. – История экипажа подлодки К-8 только начинается, работы предстоит много. Я желаю подрастающему поколению брать пример с таких людей – с их мужества, героизма и отваги. Низкий вам поклон, дончане, за ваших земляков!

