Каждое воскресенье рядом с Публичной библиотекой на открытой площадке можно наблюдать нечто интересное. Молодые люди — юноши и девушки, танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах и… борются? Кто они: музыканты, танцоры или акробаты?

Александр Петренко, один из участников этих «игрищ», объяснил: «Всё происходящее называется одним словом «капоэйра» (Capoeir). Бразильское национальное боевое искусство. В капоэйра играют, а не танцуют, как многие думают. Бывают бесконтактный и контактный стили. Мы практикуем первый. Побывав в Украине на семинаре, мы заметили, что там игра проходит в более грубой форме: подсечки, прямые удары ногой — всё контактно. А наш стиль предполагает гармонию движений, владение собой. Мы не бьём друг друга. Немалую роль здесь играет эстетика.

То, что прохожие наблюдают около Публичной библиотеки, — это «Рода». Игра в кругу. Люди стоят по кругу, поют и хлопают. Далее располагается ряд бразильских национальных музыкальных инструментов: беримбау, агого, атабак, пандейро. Участники по двое выходят в центр круга. Они играют друг с другом. Капоэйра — это диалог. Участники без слов, лишь языком тела, задают вопрос и отвечают: человек наносит удар, а задача отвечающего — красиво от него уйти. Нужно прочувствовать, предугадать действия другого игрока и ответить.

В такой многоуровневой коллективной игре развиваются ум и дух, ведь необходимо не просто хлопать в ритм, подпевать в хоре, уметь играть на инструментах, но и следить за тем, что происходит в кругу, быть готовым самому начать игру. Наш тренер занимается капоэйра с 2001 года, и ему, как ведущему, отводится самая ответственная роль. Давид играет на самом сложном инструменте — беримбау, поёт главным вокалом, выпускает игроков в круг жестом и следит за процессом, чтобы никто из батареи (людей, играющих на инструментах) не сбивался с ритма, в противном случае — замена.

— Капоэйра, — говорит Александр, — это мощная энергетика, игра, которая заряжает позитивом, обучает элементам акробатики, боевых искусств и, как следствие, приносит гармонию с самим собой.

Однако капоэйра — не то искусство, которое быстро научит вас давать сдачи и будет направлено именно на это. Несомненно, вы научитесь защищаться, но это придёт со временем, когда вы достигнете развития всего тела. Так, например, сегодня в боях без правил есть победители из числа капоэйристов.

— Корни капоэйра, — рассказывает Давид Малышев, — это африканский танец инициации, когда мальчик становится мужчиной, и он в танце должен показать, как он будет драться. Так и возникло безоружное искусство борьбы против вооруженного. Сегодня же капоэйра — больше игровая. Кто-то находит в ней йогу, медитацию, кто-то приходит, чтобы попеть или поиграть, другим нравятся элементы акробатики, экстрима, а кому-то доставляет удовольствие возможность «подловить» или встретиться со своими страхами. Девушки приходят похудеть. Играть в капоэйра — всё равно, что изучать иностранный язык. Человек приходит, учит алфавит, основы, простые фразы, ответы, а затем уже учится полноценно общаться с партнёром на ином языке. На языке тела.

Мальвина Семынина

Фото из архива Александра Петренко

Примечание автора:

Беримбау — струнный ударный музыкальный инструмент,.

Агого — представляет собой два или три овечьих колокольчика без языков (они все разнотоновые), которые соединены между собой металлической ручкой изогнутой формы.

Атабак — состоит из полых труб различных высоты и диаметра, закрытых с одной стороны куском кожи.

Пандейро — состоит из куска кожи, натянутого на круглый обод, по краям располагаются парные металлические «блюдца».