«А директором пойдешь?»
Редкий гость Таганрога не найдет времени зайти в Чеховскую гимназию, лавку Чеховых, домик Чехова. Это настолько важная часть Таганрога, что, кажется, отними ее, и самого города уже не будет.
Между тем все могло быть иначе, и ни гимназии в нынешнем ее великолепии, ни чеховской лавки могло не быть. Если бы не произошло одно рядовое событие.
В 1968 году шел по улице Ленина (нынешней Петровской) молодой человек. И думка у него была невеселая: как жить дальше? Выпускник факультета русского языка и литературы Таганрогского педагогического института, чеховский стипендиат и обладатель красного диплома Александр Дымов всей душой стремился в науку. Ему было предложили место в аспирантуре. Но в последний момент нашелся другой претендент, и Дымову сказали: «Наберитесь жизненного опыта».
Иду я мимо библиотеки и вижу табличку: «Литературный музей А.П. Чехова». Спускаюсь
Прежний директор давно ждал случая, чтобы покинуть должность. Так Дымов стал последним директором Литературного музея имени А.П. Чехова в Таганроге. Почему последним, сами увидите.
Музей, которого не было
Хозяйство Дымову досталось не позавидуешь. Литературный музей своего помещения не имел, ютился в библиотеке. Посещаемость низкая, научная работа слабая, фонды скудные. Таганрогский литературный музей даже не значился в перечне музеев СССР. Домик Чехова был, а литературного музея не было. Зарплата директора 90 рублей, научного сотрудника 75
Дымов начал с посещаемости: придут в музей люди, будут и зарплаты, и статус.
Мы с коллегами рассудили: людям неинтересно смотреть на пожелтевшие бумажки, им нужны реальные предметы и свидетельства чеховской эпохи, вспоминает Дымов. Любимый его термин «мемории». Вещи и образчики повседневной жизни, здания, которые свидетельствуют об ушедших временах и событиях. Литературный музей всерьез занялся поисковой работой. Находили дальних родственников чеховской семьи, беседовали со старожилами, скрупулезно собирали свидетельства словесные и материальные. Были взяты на учет все старинные особняки, связанные с именем и творчеством Чехова, на каждом разместили мемориальную доску. Разработали первый экскурсионный маршрут «По чеховским местам Таганрога». Наладили выпуск буклетной продукции, поначалу непритязательной, но и это уже был шаг вперед. На вокзалах Таганрога появились щиты, рекламирующие музей. Дымов добился, чтобы учреждению выделили автобус, и создал мобильный «музей на колесах».
Таганрог стал постоянным местом проведения чеховских научных конференций. На этих форумах, наряду с маститыми учеными, со своими докладами начали выступать и сотрудники музея. Теперь руководители города уже считали долгом упомянуть Чехова в своих выступлениях. Появилась новая традиция ежегодные чеховские дни и общегородской торжественный вечер в память Чехова. И в результате музей повысили до 3-й категории областного значения. Зарплаты сотрудников выросли почти вдвое, штат увеличился более чем в два раза.
Возвращение гимназии
Теперь под литературный музей необходимо было новое здание. Тут сама судьба вмешалась: рядом с бывшей мужской гимназией, в которой учился Чехов, построили новые учебные корпуса. Школа №2, которая размещалась в гимназии, переехала в новостройку. Дымов тут же принялся писать письма в вышестоящие инстанции, убеждая передать здание чеховской гимназии литературному музею. Первый секретарь таганрогского горкома КПСС Зубрицкий идею поддержал, и в 1976 году таганрогский литературный музей перебрался в просторный, а главное, сохранивший дух чеховских времен особняк. Впрочем, необходимо было еще очень многое сделать.
Мы начали вскрывать перекрытия, и увидели там все прогнило. Требовался капитальный ремонт.
Дымов мыслил масштабно: для ремонта и восстановления чеховских «меморий», интерьеров старины необходим специальный реставрационный участок. Он внес предложение, чтобы такое предприятие в Таганроге появилось. Эти мастерские, кстати, действуют до сих пор. Для пропаганды чеховского музея необходима яркая иллюстрированная продукция, и Дымов ставит вопрос о создании крупной специализированной фотомастерской. Так музей, который и сам расширялся, способствовал формированию вокруг себя новой производственной инфраструктуры.
Вместе с коллегами Александр Дымов корпел над экспозиционными планами, рисовал эскизы, вырезал из картона «раскладушки», чтобы в объеме, или, как теперь говорят, в «3D», представить будущий вид музея. Сотрудники перерыли гору литературы, чтобы с максимальной точностью воссоздать облик мужской гимназии XIX века. Велась активная переписка с музеями страны, те помогали дельными советами, материалами и экспонатами. Наконец состоялось открытие толпы народа, пресса Именинником на этом празднике был, конечно же, Антон Павлович Чехов. Но немножечко и Александр Дымов, который хорошо помнил комнатку два на два метра, ту, с которой он начинал работать в литературном музее.
Меняем мыло на пулемет
Почти одновременно с воссозданием чеховской гимназии родилась новая идея восстановить с фотографической точностью лавку Чеховых в сохранившемся доме купца Моисеева, который арендовал отец будущего писателя, Павел Чехов. На директора была возложена нелегкая задача убедить городские власти, что этот объект необходимо отдать под нужды музея. Это удалось не сразу, были в городе и противники расширения чеховского музейного комплекса.
И все же нас поддержали, вспоминает Дымов. Здание мы получили.
Первый вопрос: с чего начинать? Дымов решил пойти проверенным путем как можно больше «меморий», реальных предметов старинного купеческого быта. Такие предметы выискивали по всему городу. Таганрожцы, узнав, что создается новый музей, активно включились в формирование его экспозиции. Но как выглядела купеческая лавка чеховского времени? Интерьер воссоздавали, опираясь на воспоминания членов чеховской семьи, таганрогских старожилов, на исторические свидетельства, которые находили сотрудники литературного музея в дореволюционных публикациях. Дымов снова обратился
Многие предметы интерьера были созданы руками художников и специалистов, работавших над формированием новой музейной экспозиции. Например, сахарные головы, которыми торговали до революции, пришлось специально заказывать. Таганрогские промышленные предприятия изготовили решетки под старину, выполнили ремонтные работы, достроили здание «Лавки» в соответствии с планом 1859 года, который был обнаружен в архиве Торжественное открытие еще одной жемчужины таганрогского чеховского комплекса состоялось в 1978 году. Обстановка, воссозданная в «Лавке», была до такой степени достоверна, что даже ведущие отечественные специалисты по Чехову не нашли, к чему придраться. Дымов же по итогам этой работы получил выговор. За то, что открытие не приурочил к очередному юбилею
Последний цензор
В
Приехал. Стоит белая хата с голубыми ставнями. Мне открыли дверь. Обнаружил материалы, лежащие в беспорядке, их собрали энтузиасты: школьники, работники райкома. Но для формирования экспозиции этого было недостаточно, рассказывает Александр Степанович.
Встречаясь с очевидцами, записывая воспоминания станичников, Дымов сделал вывод: нужно теснее связать музей с детскими годами и первыми творческими шагами Шолохова, с книгами «Тихого Дона». Так появились в музее предметы казачьего быта, старые фотографии и письма казаков, копии публикаций Михаила Шолохова в московских журналах. Экспозиция обрела стройность, логическую последовательность.
Дымову обязан своим появлением и музей таганрогского писателя Василенко. Многие вещи писателя могли вообще пропасть, так как наследники собирались их выбросить. А Дымов и сотрудники литературного музея приняли эти предметы на музейный баланс, и впоследствии они стали экспонатами еще одного музея в Таганроге.
В 1981 году в справочнике литературных музеев России таганрогский чеховский музей уже оказался первым в списке по Ростовской области
Сыграв не последнюю роль в создании уникального музейного комплекса в Таганроге, Александр Степанович Дымов, как это нередко случается, был отодвинут на второй план и даже забыт. Между тем человек
А еще Дымов добивается, чтобы в России был установлен монумент Ответственности. Даже макет скульптуры по его замыслу уже готов. Осталось найти тех, кто проектом заинтересуется.
В Америке есть статуя Свободы, размышляет он, А нам в России Ответственность с большой буквы совсем бы не помешала.
В 2012 году, 24 сентября, Александру Степановичу Дымову исполнилось 75 лет. Он ровесник Ростовской области, в которой проработал всю свою жизнь и для культуры которой сделал немало.