От того, построят ли гидроузел в хуторе Арпачин, зависит и благосостояние моряка флота Российского, и урожай огурцов в Багаевском районе Ростовской области, и то, останется ли молодежь в станице Манычской. Об этом грандиозном проекте мы говорили с председателем Клуба ветеранов флота при Пролетарском районном совете ветеранов Николаем Игнатьевичем Чеповым.
— Николай Игнатьевич, почему гидроузел в Багаевском районе собрались строить именно сегодня?
— Чтобы поддерживать необходимый уровень воды в Дону на участке от Кочетовского гидроузла до хутора Арпачин. Из–за климатических изменений реки сегодня стали значительно более мелкими, чем, скажем, 15 лет назад. Чтобы прошло по реке крупнотоннажное судно, уровень воды должен составлять не менее 4 метров, как и на всей Единой глубоководной системе Российской Федерации. Последнее время этот показатель бывает значительно ниже. Из–за этого простаивает флот или суда не нагружаются полностью. Потери в результате выходят колоссальные. Только представьте, 75 процентов судов, идущих по Волго–Донскому пути, относятся к крупнотоннажным. При глубине судового хода в 340 см грузовые потери составляют 2557,74 тыс. тонн в год.
О необходимости строительства системы низконапорных шлюзов на Нижнем Дону, которые гарантировали бы должную глубину до выхода в Азовское море, говорил еще в начале прошлого века выдающийся гидротехник профессор Нестор Платонович Пузыревский. Но остро этот вопрос обозначился именно с началом строительства речных судов грузоподъемностью пять тысяч тонн. Тогда была проведена реконструкция Кочетовского гидроузла, в 1974 году закончено строительство Николаевского, построили защитные дамбы у станицы Манычской и хутора Арпачин, где планировали возвести Багаевский гидроузел, однако к строительству так и не приступили.
— А не получится, что строительство гидросооружений приведет к заилению русла? Сейчас на малых реках, где есть плотины, это одна из основных проблем.
— Нет. Что случилось с прудами? В свое время их ресурсы использовались в сельском хозяйстве для полива, орошения и т. д. Для этого и были построены дамбы, плотины, которые сегодня в большинстве своем не обслуживаются. Отсюда и плачевный результат – малые водоемы обмелели. Багаевский гидроузел будет составлять часть системы, которая обеспечивает прежде всего прохождение водного транспорта. Обслуживанию водных путей всегда уделялось особое внимание, и аналогичных проблем на гидросооружениях, построенных для этих целей, даже десятилетия назад не возникало.
— Тем не менее строительство и эксплуатация нового объекта все равно скажется отрицательным образом на окружающей природе. Не так ли?
— Здесь я тоже могу ответить отрицательно. Гидроузел будет установлен на участке, где Дон расходится на два рукава. Само строительство будет вестись на суше. Когда же для установки объектов придется перекрыть один из рукавов, другой все равно останется свободным, так что рыба сможет свободно плавать по нему. Когда же гидроузел откроют, в нем будут предусмотрены рыбопропускной шлюз и рыбоходно–нерестовый канал, которые позволят всему вернуться на круги своя. Кроме того, конструкция гидроузла будет такова, что новое водохранилище, наполнившись до нужного уровня, не будет наполняться дальше. Всю «лишнюю» воду, поступившую из Цимлянского моря, оно будет сбрасывать. Для животного мира это имеет очень большое значение. Смотрите, что происходит сегодня.
Когда весной плотину Усть–Манычского гидроузла поднимают, водохранилище переполняется. Вода затопляет чеки, лиманы. На «новые» водоемы устремляется рыба. В быстро прогревающихся запрудах особенно хорошо растут мальки. Но когда на зиму вода сбрасывается, лиманы перемерзают до основания, и рыба гибнет. Теперь при постоянном уровне воды водохранилища этого не будет.
— Однако при сооружении водохранилища часть земель все равно придется затопить. Когда строили Цимлянский гидроузел, под воду ушли целые поселения. Что будет на этот раз?
— Трагедии не случится. Под затопление большей частью попадут заболоченные участки в Багаевском, Октябрьском, Семикарокорском и Усть–Донецком районах. Конечно, не все так просто. У них есть владельцы. А на отдельных территориях даже возведены коттеджи. Однако средства на компенсацию для всех тех, кто понесет убытки в связи со строительством гидроузла, как мне известно, предусматриваются.
— Что получат местные жители от строительства?
— Первое, что должен отметить: все жители Манычской знают о предстоящих изменениях. Обсуждения плана действий ведутся и в будущем должны вестись максимально открыто. Конечно, не все станичники однозначно относятся к таким перспективам развития своего края. Но их критика учитывается. Кстати, именно на основании замечаний местных жителей в состав гидроузла включили строительство автодорожного моста. В общем–то, люди могут рассчитывать на то, что с началом стройки жизнь в поселении улучшится. Во–первых, в проект планируется заложить средства на ремонт дорог и замену водопровода. Во–вторых, появятся новые рабочие места для тех, кто будет обслуживать гидросооружение. Наконец, для молодых специалистов планируется построить жилье. Но даже те, кто не окажется напрямую причастен к обслуживанию гидросооружения, останутся в выигрыше. В округе поднимется уровень грунтовых вод, так что опять можно будет осуществлять полив из колодцев. По идее, багаевские огурцы снова будут всюду.
В случае принятия решения о строительстве Багаевского гидроузла будет произведена разработка рабочего проекта и начато строительство. Опыт показывает, что строительство таких объектов может занимать от трех до пяти лет. Так что если обстоятельства сложатся удачно, к 2020 году гидроузел начнет свою работу.