Всего двое из двенадцати участников круглого стола, обсуждавших  строительство Багаевского гидроузла на реке Дон вблизи хутора Арпачин, высказались против строительства, остальные  были за. Но  при условии, что в проект будут внесены предложения по минимизации ущерба для природы.

Для участия в круглом столе  в пресс-центр «Дон-Медиа»  были приглашены транспортники, рыбоводы-практики,  ихтиологи, мелиораторы, коммунальщики, экологи. Они попытались взвесить все плюсы и минусы появления Багаевского гидроузла на Дону, чье строительство включено  в стратегию развития внутреннего водного транспорта страны до 2030 года. Распоряжение об этом председатель Правительства РФ Дмитрий  Медведев  подписал  29 февраля нынешнего года.


Завершение столетней программы

Собственно говоря,   строительство  Багаевского гидроузла – не новая идея, а лишь завершающий этап развития внутренних водных путей России, предложенный еще при  Александре III. Если бы не  Первая мировая война, революция и другие катаклизмы ХХ века, то гидроузел давно был бы построен. Правительственный документ предполагает строительство в районе хутора Арпачин малонапорной плотины, канала для беспрепятственного прохода рыбы на нерест вверх по Дону, двух судоходных шлюзов, инженерных сооружений для защиты от подтоплений прибрежных земель.  Ранее предполагалось, что  в проект будет включено также строительство ГЭС  и  моста через реку. Однако позже от этой идеи отказались, что позволило сократить предполагаемые расходы федерального бюджета с 37 млрд. рублей до 22 млрд.

Разработчики проекта предполагают,  что  после ввода гидроузла в эксплуатацию вода поднимется в Дону от существующего уровня примерно на 12 метров -  затоплено будет около 217 гектаров той пологой  земли, что затапливалась и в прежние годы, когда разлив был обычным явлением.


Выиграют не только судоходчики

Есть мнение, что ввод в эксплуатацию Багаевского гидроузла, который обеспечит глубину судоходного канала  до 4 метров, выгоден только транспортникам. Однако есть и другая точка зрения:    гидроузел обеспечит не только безопасный проход судов, но и стабильное водоснабжение региона. Будут решены проблемы орошения сельскохозяйственных земель, проблемы рыбного хозяйства,  коммунальщиков и энергетиков.

Не секрет, что нынешняя фаза маловодья, которая по прогнозам ученых продлится не менее 30 лет, наступила в 2005 году. Цимла не наполняется водой до проектных отметок вот уже несколько лет.  Маловодность Дона  почувствовали на себе   жители ряда городов и районов Ростовской области, чье водоснабжение оставляет желать лучшего.  Уже сегодня  ко многим водозаборам можно подойти по дну пешком, они часто забиваются песком и илом, что нарушает нормальное водоснабжение потребителей. Из–за нехватки воды под угрозой  оказывается работа  и Новочеркасской ГРЭС.

Еще один безусловный плюс: реализация проекта привлечет  в область крупные инвестиции - десятки  миллиардов рублей. Это - рабочие места как для строителей гидроузла, так и для его эксплуатационников.


Прощай, рыбный Дон?

Критики строительства напоминают: превращение Дона в транспортную артерию, интенсификация судоходства, зимняя навигация, отсутствие разливов  - все это окончательно подорвет и без того хрупкое природное равновесие,  рыбы в Дону станет еще меньше.

Затопление прибрежных земель нанесет ущерб пашне и виноградникам. Пострадают те собственники, чьи участки будут затоплены и извлечены из оборота. Есть опасность, что будут утрачены  рекреационные участки  берегов Дона  с песчаными пляжами и базами отдыха  для местных жителей, будет забетонирован  зеленый остров Арпачин, перечисляют потери противники идеи. 

Они предлагают тщательно просчитать косвенные экологические последствия от строительства гидроузла, чтобы не дать прийти в упадок другим сферам хозяйства.


Будет вода – будет жизнь…

Интересным в этой связи показалось выступление  гендиректора рыбколхоза им. Абрамова Александра Ершова, которому по статусу было бы положено выступать против строительства  гидроузла. Однако он считает, что Дон давно утратил свое рыбохозяйственное значение. Вернуть былое богатство биоресурсов весьма затруднительно  в отсутствие ежегодных разливов, которые промыли бы русло реки и дно Таганрогского залива, обеспечили  бы рыбу  нерестилищами…  Но будет гораздо хуже, считает он, если Дон останется без воды, этой «доминанты над всеми остальными приоритетами». А уменьшение стока сказывается и на самочувствии Азовского моря. Рыбное богатство надо компенсировать искусственно. Главное – сохранить генофонд исконно донских рыб.

Ваши предложения, специалисты!

Пока проекта нет на бумаге, есть только  разработка технического задания, потому главной задачей для специалистов  является внесение предложений по минимизации ущерба для природы. 

Известно, например, что вдоль реки будут установлены приборы, определяющие уровень грунтовых вод, который учтут проектировщики.

Будут предусмотрены не только компенсационные  выплаты для местных жителей, чьи земли частично будут затоплены, но и компенсационные мероприятия. Например, дополнительное строительство рыбоводных заводов; снижение до минимума (на период  до 2-3 месяцев) судоходства на время нереста и зимовки рыбы. Необходимо сохранить  рекреационные места, любимые жителями области.  Поступило  также  предложение использовать новый гидроузел как место для привлечения туристов, которое приносило бы доход, как это давно делается на западе, поскольку такие сооружения больше не являются режимными объектами, как это было в СССР…


Очевидно, что строительства Багаевского гидроузла – вопрос решенный. Однако государственную экспертизу проект пройдет лишь в том случае, если будут проведены положенные по закону общественные слушания.