Услышать при разработке проекта Багаевского гидроузла каждое сомнение и возражение. Учесть все, проверить, проанализировать и обязательно вынести проект на общественные слушания – такую задачу поставил губернатор Василий Голубев.
Фото/Видео: Наталья Нарсеева
Весной нынешнего года в адрес губернатора области и президента России жители станицы Манычской и хутора Арпачин направили письма, под которыми – сотни подписей. Люди просили разобраться в ситуации со строительством Багаевского гидроузла. Они боятся, что это нанесет урон природе, погубит Дон и их родную землю.
Чтобы обсудить волнующую всех проблему, в станицу Манычскую на встречу с хуторянами приехали заместитель губернатора Ростовской области Вячеслав Василенко, министр транспорта Виталий Кушнарев, министр природных ресурсов и экологии Геннадий Урбан, руководитель администрации Азово-Донского бассейна внутренних водных путей Сергей Гайдаев.
Накануне Вячеслав Василенко побывал на живописном берегу у хутора Арпачин, который расположен всего в нескольких километрах от Манычской, напротив острова, где и предлагается строительство плотины. Часть местных жителей уверена: прибрежные жилые постройки будут затоплены, виноградники, поля, на которых выращивается пшеница, рисовые чеки придут в негодность из-за подтоплений и вырвавшихся на поверхность солонцов. Некоторые лишатся жилья, в котором жили несколько поколений, многие - работы. Большие сомнения у людей и по поводу того, что новый гидроузел даст именно тот результат, на который рассчитывают власти. Все эти доводы противников строительства были услышаны еще в 2012 году и учтены в техническом задании. Заказчик предпроектных разработок - администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей - утверждает, что теперь ущерб гидроузел нанесет минимальный, причем он будет компенсирован.
Руководитель администрации Азово-Донского бассейна внутренних водных путей Сергей Гайдаев привел собравшимся в Манычской доводы о необходимости строительства гидроузла. Маловодность Дона последних лет осложняет снабжение региона питьевой водой. Сокращается судоходство - крупнотоннажным судам не хватает глубины. Уже сейчас введено ограничение по осадке судов на участке реки Дон от Константиновского до Кочетовского гидроузла из-за сниженных попусков из Цимлянского водохранилища. В прошлом году рукотворное море ушло от берегов на несколько километров. В этом году вместо 11 кубокилометров воды в Цимлу может прийти всего 4…
Что даст области новый низконапорный гидроузел, строительство которого включено в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)»? Объем перевозок увеличится. Начнется развитие портовой инфраструктуры всего Юга России, дополнительный стимул появится для развития судостроения. Плюс - решение проблемы обеспечения региона водой. Еще один немаловажный фактор – возможность спасения Цимлянского водохранилища и его притоков. Согласитесь, весомые аргументы «за». Но услышать противников строительства, учесть их резоны тоже нужно.
И очень хорошо, что состоялся этот разговор представителей власти и жителей.
- Диалог получился конструктивный, - подчеркнул Вячеслав Василенко. – В Манычском сельском поселении инициативные жители создадут группу, которая будет следить за тем, как идет проектирование, какие позиции вносит заказчик. По ходу дела будем обсуждать те или иные вопросы. Мы будем сотрудничать с населением, чтобы учесть все факторы, которые могут повлиять на жизнь людей. Такую задачу поставил перед нами губернатор.
- Я очень довольна, что все наши опасения и тревоги сегодня услышаны. Этот разговор нужен: неопределенность сильно тревожит людей, - говорит депутат Манычского сельского поселения Марина Подерня.
Что ж, диалог продолжается.