«Стройка века», по поводу которой ломали копья ученые, экологи, речники, замерла… В чем причина?

В 2018 году, когда у хутора Арпачин началась подготовка к строительству Багаевского гидроузла, «Наше время» опубликовало репортаж «Прощайте, острова!» - № 251 от 17 августа. Дело в том, что когда Росморречфлот в 2015 году зарезервировал землю под строительство этого гидротехнического сооружения, предполагалось, что два острова в створе хутора Арпачин уйдут под воду.

Мы попрощались с островами, нарвав целую охапку дурманящего иван-чая, искупались напоследок на пляже. Но…


В 2019 году, когда побывали на месте строительства, увидели острова на месте: там уже практически не осталось деревьев, они все лежали сваленные в кучу, зато был сооружен причал. Работали два земснаряда, расчищая старое русло для временного прохода судов. Намытый песок отправлялся на территорию хуторского пляжа…

И вот еще один год позади. Едем к бывшему пляжу – здесь должна размещаться стройплощадка, и попадаем… в настоящую сказку. Прямо к дамбе, которая когда-то защищала Арпачин от подъемов воды, примыкает намытое роскошное плато из белого речного песка. С него как на ладони видны острова, на которых все еще зеленеет трава, сохранились кое-где и деревья. Они еще живы, и все еще очень живописны.

Необыкновенный воздух, высокое небо и красота реки. Но история со строительством Багаевского гидроузла не закончена.


Пока еще острова напротив хутора Арпачин и все левобережье в его окрестностях остаются одними из красивейших на Нижнем Дону.

Хроника строительства

В марте 2015 года Федеральное агентство морского и речного транспорта РФ (Росморречфлот) зарезервировало почти 6 тысяч гектаров для создания Багаевского гидроузла. Проект вошел в «Стратегию развития внутреннего водного транспорта РФ» до 2030 года, в связи с чем из федерального бюджета было выделено порядка 22 миллиардов рублей.

Стройку запустили весной 2018 года. Предполагалось, что закончат ее в 2020 году. Аукцион на проведение подготовительного этапа, стоимостью 667,2 млн рублей, который планировали завершить к декабрю, выиграло АО «Стройтрансгаз» (владелец Геннадий Тимченко). Но сроки завершения первого этапа работ переносились: сначала на март, затем — на декабрь 2019 года. В том же 2019 году стало известно о решении перенаправить часть средств, предназначенных для строительства БГУ, на нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

В феврале нынешнего года руководитель «Азово-Донской бассейновой администрации» Сергей Гайдаев заявил, что первый этап строительно-монтажных работ по возведению Багаевского гидроузла – БГУ - выполнен. Запланированные средства - 677 миллионов рублей - практически освоены.

В марте начался поиск подрядчика на второй этап, чтобы завершить строительство объекта в 2023 году. Ориентировочная стоимость работ - 21,014 миллиарда рублей.

30 апреля газета «Наше время» сообщила читателям, что конкурс объявлен. Работы по контракту включают строительство основных сооружений гидроузла: судоходного шлюза для пропуска судов через створ гидроузла, водосбросной и земляной плотины, устройство рыбопропускного шлюза и рыбоходно-нерестового канала, объекты производственного, служебно-технического, вспомогательного, социально-бытового и жилого назначения. Также в рамках контракта должно быть проведено дноуглубление и спрямление участков речного русла, чтобы обеспечить необходимые габариты судового хода. Заявки принимались до 28 мая, потом срок продлили до 2 июня. Ни одной заявки не поступило.

Зато в Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба фирмы «РостСтройКонтракт» на действия Росморречфлота и администрации Азово-Донского бассейна внутренних водных путей, которую комиссия ФАС признала обоснованной. Оказалось, что проект контракта оформили ненадлежащим образом. Нарушения нашли в положении об антидемпинговых мерах, размере обеспечения исполнения контракта, а также условиях заключения договора страхования объекта строительства. Кроме того, были нарушены типовые условия, утвержденные приказом Минстроя России. Материалы направлены в управление контроля размещения госзаказа для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела.

Что мешает стройке?

Оптимистам хочется верить, что свою роль сыграло мнение науки относительно этого проекта. Мало того, что страсти кипели на местном уровне, - в адрес президента России Владимира Путина было направлено обращение жителей Дона, которое подписали и ученые. Второго марта 2018 года на медиафоруме «Правда и справедливость», организованном Общероссийским народным фронтом, была озвучена тема строительства Багаевского гидроузла и катастрофических последствий от этого предприятия для реки Дон.

Владимир Путин пообещал разобраться, дал поручение Правительству – и общественные слушания провести, и экспертизу. Но поручение президента выполнили как-то странно. Якобы проведенные общественные слушания касались первого этапа строительства БГУ. На носу - второй этап, а где слушания? Президент РАН Александр Сергеев на общем собрании российской академии наук 29 марта 2018 года заявляет: «Проведена экспертная оценка РАН социально-экономических последствий строительства Багаевского гидроузла. Доказана нецелесообразность строительства новой плотины на Нижнем Дону в условиях маловодья». При этом заказчик упорно ищет подрядчика?


Эту технику на месте оставил подрядчик. Он ушел, но собирался вернуться?


А если бы его построили?

Пока сроки реализации масштабного проекта перенесли с 2020 года на 2023 год. А там, глядишь, и дальше, пока воды в бассейне Дона не прибавится.

На 21 сентября уровень воды в Цимлянском водохранилище находился на отметке 32,38 метра. Нормальный уровень воды в искусственном море, откуда в Волгодонск поступает питьевая вода, и которое питает Дон – 36 метров, минимальный предел – 31 метр. Каждый день Цимла мелеет в среднем на один сантиметр. С начала лета 2020 года уровень в ней упал на 111 сантиметров. Приток воды к водохранилищу снизился почти вдвое и составляет 186 м3/с. За период с 21 февраля по 19 мая в водохранилище поступило воды всего 33% от нормы. Цимлянское море цветёт: вдоль берегов и на мелководье плёнка из сине-зелёных водорослей. Практически весь август от Сухо-Солёновского залива исходило зловоние.

Бьют тревогу селяне: не хватает катастрофически воды на орошение. Сокращаются посевы влаголюбивых культур. А это уже, извините, продовольственная безопасность страны. И никто перемен к лучшему не прогнозирует. Маловодье пришло в наши края и может здесь задержаться надолго.

В такой ситуации давайте представим, что гидроузел – красивый, каким его изображают на картинках, уже построен и сдан в эксплуатацию, как это и планировалось первоначально – в нынешнем году. Вопрос: какой водой мы уровень Дона до запланированных 4 метров поднимать будем? Попусками из Цимлы? Так там вода уже подходит к критической минимальной отметке - следите за сводками Донского бассейнового водного управления. Для нормальной проводки груженых судов вряд ли хватит имеющихся в искусственном море объемов. А в верхнем бьефе Багаевского гидроузла - выше хутора Арпачин – на подтопленных землях началось бы бурное цветением воды, заболачивание огромных участков.

Может быть потому и не находится подрядчика на строительство БГУ, что здравый смысл все же возобладал?


Все аргументы противников и сторонников строительства Багаевского гидроузла можно найти в специальном проекте Багаевский гидроузел