На вопросы читателей «НВ» отвечает министр здравоохранения области Татьяна Юрьевна Быковская
(Продолжение. Начало – в №№ 66, 72).



– Здравствуйте, Татьяна Юрьевна. Павел Григорьевич из Шахт вам звонит с вопросом о льготных лекарствах. Уже четыре года я состою на учете по двум офтальмологическим заболеваниям – глаукоме и катаракте. Мне выписывают льготные лекарства – ксалатан и катахром. Но за весь 2016 год мне их не выдали ни разу. Говорят, что лекарств этих нет. Закупят ли эти препараты для льготников в 2017 году?

– Павел Григорьевич, вы, наверное, что-то путаете. Ксалатан (международное название – латанопрост) и катахром (международное название – офтан катахром) не входят в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. А раз так, то по программе государственных гарантий их не могут предоставлять  бесплатно. Ваш лечащий врач мог порекомендовать такие препараты только для самостоятельного приобретения.

Чтобы получить бесплатно необходимые вам лекарства,  обратитесь к лечащему врачу-офтальмологу, чтобы он подобрал вам терапию иными средствами, включенными в Перечень.  Например, для лечения глаукомы в этом Перечне есть глазные капли тимолол, дорзоламид и пилокарпин…

– Лидия Васильевна из станицы Кривянской к вам обращается. У меня – реактивный ревматоидный артрит, СОЭ-57, лечусь в больнице в поселке Каменоломни, но лечение не дает никакого результата. Как бы мне попасть на лечение в областную больницу – знаю, что там работают врачи самой высокой квалификации. Помогите получить направление…

– Как правило, на консультацию или госпитализацию в областные медицинские организации пациентов направляют в трех случаях. Во-первых: необходимо углубленное обследование, проведение которого невозможно в условиях районной больницы. Во-вторых: лечение в районной больнице не дает эффекта – требуется применить иную методику, поменять препараты. И в-третьих: необходима консультация в областной больнице по рекомендации районной.

Чтобы получить направление в областную больницу, вам надо обратиться к лечащему врачу по месту жительства. Только он имеет право дать вам направление.

Но я обязательно дам поручение главному врачу центральной районной больницы Октябрьского района держать ваш вопрос на контроле.

– Здравствуйте! Нина Захаровна с вами говорит – мне уже 82-й год идет, живу в Ростове. За последние годы мне пришлось сделать 11 операций, некоторые из них – за свой счет. Но мы с мужем на пенсию живем, других доходов нет. А мне надо срочно менять кардиостимулятор – он уже семь лет простоял. Есть ли у меня возможность на льготной основе заменить кардиостимулятор? Куда мне обратиться?

– Сейчас для жителей Ростова такую операцию делают в больнице скорой медицинской помощи. Она внесена в раздел высокотехнологичной медицинской помощи и оплачиваемой за счет средств обязательного медицинского страхования. Так что вы вполне можете заменить ЭКС за государственный счет, но для этого вам надо взять направление в БСМП из поликлиники по месту жительства. Тогда в плановом порядке вам и сделают операцию.

– А как долго мне придется ждать?

– Не более месяца. Но вам обязательно надо обратиться в поликлинику по месту жительства – только при наличии показаний вам дадут нужное направление. Я обязательно дам поручение в городское управление здравоохранения Ростова. Вопрос о вашей операции будет на контроле у заместителя начальника управления.

– Спасибо, в ближайшее время пойду в поликлинику…

– Это Мария Семеновна Недоводова из Заветного вам дозвонилась. Вот какой вопрос у меня, Татьяна Юрьевна. Раньше публиковали квоты на прием специалистов в ОКДЦ для районов, а теперь – не печатают. Почему? Говорят, что их отменили, а я с ними спорю, говорю, что не может такого быть…

– Вы абсолютно правы, Мария Семеновна. Квоты никто не отменял. И порядок направления на консультацию и лечение в областные медицинские учреждения остался прежним. Нужно обращаться в поликлинику ЦРБ, там вам дадут направление, если лечащий врач посчитает, что это необходимо. А то, что квоты перестали печатать, – это недоработка. Мы попросим газету «Наше время» возобновить публикацию этих данных.

– Спасибо, вы меня успокоили.

– Это Борис Дмитриевич Дерябин дозвонился из села Новотроицкое.

– Здравствуйте, Борис Дмитриевич. Какие проблемы у вас?

– Татьяна Юрьевна, когда вы наконец назначите нормального главврача в больницу Самарского сельского поселения? До этого был ужасный врач, который совершенно развалил больницу, делал все, чтобы ее закрыли. А закрывать ее нельзя – всего в километре трасса, часто бывают аварии. Мы обращались коллективно в Минздрав – приехала комиссия с проверкой, врача сняли. Но теперь боимся: кого нового назначат?

Мне уже 82 года, меня часто кладут именно в эту больницу, а лечиться там невозможно – ремонта нет, всего не хватает. 

Возьмите на контроль этот вопрос и пришлите нам хорошего специалиста и организатора. Мы, пациенты, очень вас об этом просим… 

– Хочу вас сразу успокоить: никто вашу больницу никогда не закроет, об этом и речи быть не может. Что касается главного врача, то назначать его – право главы района. Мы, конечно, проследим за тем, чтобы все было в порядке. Контроль за ситуацией поручен руководству Азовской центральной районной больницы. Уверена, что придет к вам хороший специалист, не волнуйтесь.

– Здравствуйте, Татьяна Юрьевна. Это вас из  Вешенской беспокоят. Меня зовут Мария Владимировна. Вы знаете, в нашей ЦРБ нет никаких препаратов. Когда туда попадаешь, приходится даже физраствор закупать. На скорой нет вообще никаких медикаментов – вызывали скорую помощь к подруге с гипертоническим кризом, а они приехали и руками разводят: колоть нечего. А нам что, умирать? И потом, в нашем районе вообще нет роддома. Скажите, хоть что-то улучшится?

– Прямо сейчас, после нашего разговора, я передаю ваши сведения в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования – для проверки на месте. Такого быть не должно! За обеспеченность медикаментами ответственность несет главный врач, а все лечебные учреждения получают достаточно средств для закупки необходимых медикаментов. Будем разбираться, что там у вас происходит.

Теперь – про скорую помощь. Должна сказать, что сейчас гипертонический криз можно в 90 процентах случаев купировать без уколов, при помощи таблеток. Современные лекарства это позволяют. Дибазол с папаверином, без которых в старые времена не обходилось, постепенно выходят из употребления. Вашей подруге обязательно нужно обратиться к своему лечащему врачу, чтобы он подобрал ей нужные лекарства. Будет их регулярно принимать, и кризов вообще не будет. 

Что касается роддома, то, по моему мнению, не надо жить по принципу «хоть плохонькое, да свое». Рожать надо в специализированном, хорошо оборудованном роддоме. Вы же понимаете, что в каждом хуторе и станице такой роддом открыть нереально. Мы по другому пути пошли. Существует несколько уровней лечебных заведений, где ведут наблюдение за беременной. Задача местной медицины – поставить как можно раньше на учет, обеспечить  обследования на ранних стадиях. А вот рожать надо направить своевременно в специализированный роддом. И это надо делать! Парадоксальная, на первый взгляд, вещь.  В 2004 году у нас не было роддомов в семи территориях, а в 2016-м уже в 25. Казалось бы, плохо. Но при этом в 2005 году младенческая смертность была 12,7, а в прошлом году – 6,6! То есть создали условия, при которых удается сохранить жизнь матери и ребёнку, обеспечить контроль за их состоянием классных  специалистов, провести роды на высшем уровне. Я ответила на ваш вопрос? 

– Да, спасибо.

– Павел Иванович вас беспокоит. Я – ростовчанин,  приписан к поликлинике № 9. Раньше можно было днем прийти в регистратуру, где записывали к врачу на следующий день или через день, давали номерок. А теперь в регистратуре надо быть уже в 7 утра, очередь при этом занять в 4 или 5 часов под поликлиникой, а запишут только на этот же день. Но когда попадаешь к окошку регистратуры, номерков уже нет… Да еще живущие рядом с поликлиникой «бизнес» организовали – занимают очередь, а потом ее продают старикам…

На все претензии говорят: записывайтесь по телефону или через интернет. Но по телефону – дозвониться невозможно, а интернета у нас, стариков, нет, не умеем мы…

– Действительно, безобразие, Павел Иванович. И продажа очереди – вещь недопустимая. Я о вашем звонке обязательно расскажу в горздраве. Они разберутся в ситуации. Ваш телефон у меня есть, вам обязательно позвонят. Надеюсь, что в газете мы сможем сообщить, что ситуация с очередью и записью на прием в девятой поликлинике изменилась к лучшему.

– Спасибо вам большое, Татьяна Юрьевна!

– Будьте здоровы!

– Здравствуйте, это Зерноградский район вас беспокоит. Меня зовут Валерий Васильевич.  А вопрос у меня вот какой: когда заработает телевизор в Ростовском госпитале ветеранов? Людям же надо новости знать, а они оторваны от жизни. Телевизор в конференц-зале все время поломан…

– Здравствуйте, Валерий Васильевич. Скажу вам сразу: дело тут не в том, что телевизор поломался. Просто часть пациентов госпиталя жалуется на то, что коллективные просмотры телепередач в зале им мешают: громкий звук, споры, обсуждения… Согласитесь, госпиталь – это лечебное учреждение, тут особый режим, нужен покой. Поэтому руководство госпиталя «свернуло» коллективные просмотры телевизора. И я считаю, что тут главврач прав. Госпиталь получает газеты, так что никакой «оторванности от жизни» быть не может. Просьба: потерпите немного без телевизора, выпишитесь и будете смотреть его дома. Главное – не болейте!

Вопрос от Татьяны Петровны из Константиновского района:  – Нам в поликлинике раздали на руки амбулаторные карты.  И мы с удивлением обнаружили там запись о диспансеризации. Но ведь никакой диспансеризации не было! И врачей мы не проходили, и анализы не сдавали – все только на бумаге. Разберитесь, пожалуйста, с этими «приписками»…

– Обязательно разберемся, Татьяна Петровна. При проверке работы районной медицины Фондом обязательного медицинского страхования попрошу очень внимательно посмотреть этот вопрос. Еще раз спасибо за звонок.

Подготовила Ольга ПРОЙДАКОВА