Дата публикации:
1 июл 2021 г.
Сокровенная мечта каждого горожанина – оказаться как можно ближе к природе. Недавно эта идея овладела группой энтузиастов, которые совершили экологический марш-бросок на байдарках по Дону. Пройдя реку от Николаевского до Константиновского гидроузла, они смогли оценить состояние акватории и прибрежной зоны. В экспедиции принял участие корреспондент «Нашего времени»
4595
Сплавляться по Дону, кроме коренных жителей Ростовской области, отправились и те, для кого донская земля уже стала родной. Уроженцев Грозного, Дербента, Красноярска, Оренбурга, Тюмени объединила любовь к активному образу жизни и тяга к приключениям. Еще одной важной для всех темой стало желание помочь великой реке или хотя бы самим лучше понять ее проблемы.
Маршрут захватывал три района Ростовской области – Волгодонской, Константиновский и Семикаракорский, проходя по естественной границе между ними – реке Дон. Как известно, одной из его основных проблем считается маловодность, но в этой части акватории она совсем не ощущается. Немудрено, ведь именно для подъема уровня воды и обеспечения условий судоходства были построены сначала Николаевский (1974), а потом Константиновский (1983) гидроузлы. Дон здесь течет в полном смысле широко и полноводно, на его глади практически круглые сутки кипит работа – ходят танкеры, сухогрузы и другие корабли.
Дон – пятая по величине река Европы, по территории Ростовской области протекает на протяженности 480 км.Крупные речные порты расположены в городах Волгодонск, Ростов-на-Дону и Азов. Снабжает водой промышленные предприятия, в том числе тепловые и атомные электростанции, сельскохозяйственные угодья и коммунальное хозяйство населенных пунктов. В Дону обитает более 70 видов рыб.
Зато другую проблему Дона – зарастание водной растительностью, в том числе – устьев малых рек, можно наблюдать невооруженным взглядом. Устья некоторых проток, обозначенных на карте, иногда не удавалось обнаружить за плотной стеной камыша. Участки маршрута проходили по мелководью, когда весла байдарок буквально наматывали на себя зеленые клубки водорослей. Эта проблема взаимосвязана с обмелением, причиной которого становится появление донных отложений. Чем мельче река, тем больше в ней развивается водная растительность, из которой постепенно формируются целые острова.
По зеленому Дону вдоль желтого камыша.
Земснарядов, которые занимались бы чисткой фарватера, за три дня похода обнаружить не удалось. Немного утешила встреча с караваном, состоящим из двух буксиров и новенькой землечерпалки, которые шли вверх по течению в сторону Цимлянского водохранилища. Возможно, этой машине предстоит заниматься очисткой русла реки где-нибудь в Шолоховском или Верхнедонском районах. Это тот самый случай, когда интересы бизнеса, связанного с речным транспортом, и общества полностью совпадают. Хотя любая производственная деятельность имеет, как известно, две стороны. Приятно наблюдать за красавцами-теплоходами, которые виртуозно вписываются в речные повороты, но что после них остается в донской воде – вопрос открытый…
Улов невелик, но на уху хватит! Каждый вечер – на новом месте.
Когда-то между ним и станицей Богоявленской был заливной луг – место для сенокоса и выпаса скотины. В шестидесятых годах, на фоне индустриализации сельского хозяйства и повального увлечения мелиорацией, здесь проложили систему каналов, а освободившуюся воду собрали в систему прудов. Они занимают обширную площадь в несколько тысяч гектаров – более точную цифру узнать не удалось из-за того, что на этой территории работают разные хозяйствующие субъекты. Самые известные из них – «Николаевский рыбхоз» и рыбколхоз «Луч».
Вода, которая самотеком идет в эти пруды, не попадает в Дон, кроме того, она испаряется с огромной площади водяного зеркала. Насколько экономически и экологически целесообразно их содержание? Что в принципе можно сделать с этой территорией? На эти вопросы должны отвечать не участники экспедиции, а специалисты по гидрологии. Мнение коренных жителей Богоявленской по отношению к этим прудам неоднозначное и скорее отрицательное. Возможно, в связи с историей Великой Отечественной войны – на этой земле, между двумя станицами, во время Сталинградского наступления погибло больше трех тысяч наших солдат. Получается, что затопленным оказалось поле воинской славы, а, может быть, и останки множества пропавших без вести бойцов.
Нерестовый канал у Константиновской.
Завершали экспедицию на нерестовом канале Константиновского гидроузла. Созданный для того, чтобы рыба в обход плотины шла на икромет, он стал своеобразной наградой за «труды» байдарочников. Для нас было невероятным удовольствием после трех дней активной работы веслами войти в канал с быстрым течением, которое само несло экспедицию к финальной точке. Стоящие по его берегам деревья почти сплелись своими кронами и образовали зеленые своды природного храма, а слетающие с их ветвей птицы поражали своим разнообразием. Кто только из пернатых не харчуется идущей на нерест рыбой – от орлов до цапель! Здесь даже разговоры казались неуместными – в торжественном молчании, под журчание воды и крики птиц экспедиция завершала свой маршрут.
Под занавес задуматься пришлось и над уровнем антропологической нагрузки на природу – 12 путешественников привезли с собой из похода три объемных мешка мусора. Многие ли из отдыхающих на природе делают так же — увозят свой мусор с собой?
А вообще, когда находишься на Дону, как-то не верится, что ему нужна помощь, настолько великим он выглядит. Иногда даже приходит мысль попросить у него немножко силы и мудрости для уставших от суеты жителей больших городов.
Про путешествие в Гуамское ущелье читайте в материале "Гуамское ущелье: очаровало, околдовало". А про путешествие в Элисту читайте в материале "Путешествие в столицу буддизма - на родину маленького, но очень гордого народа".
Аркадий Кузнецов
Фото Анны Верещагиной
Кто пойдет в гору?
Среди 12 путешественников были преподаватели университетов и служащие, опытные туристы и альпинисты, технологи и маркетологи, пенсионеры и дети. Уровень подготовки разнился, но на протяжении всего похода в команде царило редкое единодушие и взаимовыручка.Маршрут захватывал три района Ростовской области – Волгодонской, Константиновский и Семикаракорский, проходя по естественной границе между ними – реке Дон. Как известно, одной из его основных проблем считается маловодность, но в этой части акватории она совсем не ощущается. Немудрено, ведь именно для подъема уровня воды и обеспечения условий судоходства были построены сначала Николаевский (1974), а потом Константиновский (1983) гидроузлы. Дон здесь течет в полном смысле широко и полноводно, на его глади практически круглые сутки кипит работа – ходят танкеры, сухогрузы и другие корабли.
Дон – пятая по величине река Европы, по территории Ростовской области протекает на протяженности 480 км.Крупные речные порты расположены в городах Волгодонск, Ростов-на-Дону и Азов. Снабжает водой промышленные предприятия, в том числе тепловые и атомные электростанции, сельскохозяйственные угодья и коммунальное хозяйство населенных пунктов. В Дону обитает более 70 видов рыб.
Зато другую проблему Дона – зарастание водной растительностью, в том числе – устьев малых рек, можно наблюдать невооруженным взглядом. Устья некоторых проток, обозначенных на карте, иногда не удавалось обнаружить за плотной стеной камыша. Участки маршрута проходили по мелководью, когда весла байдарок буквально наматывали на себя зеленые клубки водорослей. Эта проблема взаимосвязана с обмелением, причиной которого становится появление донных отложений. Чем мельче река, тем больше в ней развивается водная растительность, из которой постепенно формируются целые острова.
По зеленому Дону вдоль желтого камыша.
Земснарядов, которые занимались бы чисткой фарватера, за три дня похода обнаружить не удалось. Немного утешила встреча с караваном, состоящим из двух буксиров и новенькой землечерпалки, которые шли вверх по течению в сторону Цимлянского водохранилища. Возможно, этой машине предстоит заниматься очисткой русла реки где-нибудь в Шолоховском или Верхнедонском районах. Это тот самый случай, когда интересы бизнеса, связанного с речным транспортом, и общества полностью совпадают. Хотя любая производственная деятельность имеет, как известно, две стороны. Приятно наблюдать за красавцами-теплоходами, которые виртуозно вписываются в речные повороты, но что после них остается в донской воде – вопрос открытый…
Улов невелик, но на уху хватит! Каждый вечер – на новом месте.
Не надо мусорить
Загрязнение акватории Дона – еще одна экологическая проблема, и она требует оперативного решения. Речь прежде всего идет о сточных водах, которыми великую реку щедро «снабжают» многолюдные города на ее берегах. О необходимости строительства или капитального ремонта очистных сооружений пишется и говорится немало, поэтому не будем повторяться. Думаем, рано или поздно их приведут в надлежащее состояние. А вот что делать с циклопическим наследием плановой экономики? Здесь хотелось бы обратить внимание только на один объект, вернее, комплекс мелиорационных сооружений в районе Николаевского сельского поселения.Когда-то между ним и станицей Богоявленской был заливной луг – место для сенокоса и выпаса скотины. В шестидесятых годах, на фоне индустриализации сельского хозяйства и повального увлечения мелиорацией, здесь проложили систему каналов, а освободившуюся воду собрали в систему прудов. Они занимают обширную площадь в несколько тысяч гектаров – более точную цифру узнать не удалось из-за того, что на этой территории работают разные хозяйствующие субъекты. Самые известные из них – «Николаевский рыбхоз» и рыбколхоз «Луч».
Вода, которая самотеком идет в эти пруды, не попадает в Дон, кроме того, она испаряется с огромной площади водяного зеркала. Насколько экономически и экологически целесообразно их содержание? Что в принципе можно сделать с этой территорией? На эти вопросы должны отвечать не участники экспедиции, а специалисты по гидрологии. Мнение коренных жителей Богоявленской по отношению к этим прудам неоднозначное и скорее отрицательное. Возможно, в связи с историей Великой Отечественной войны – на этой земле, между двумя станицами, во время Сталинградского наступления погибло больше трех тысяч наших солдат. Получается, что затопленным оказалось поле воинской славы, а, может быть, и останки множества пропавших без вести бойцов.
Нерестовый канал у Константиновской.
Завершали экспедицию на нерестовом канале Константиновского гидроузла. Созданный для того, чтобы рыба в обход плотины шла на икромет, он стал своеобразной наградой за «труды» байдарочников. Для нас было невероятным удовольствием после трех дней активной работы веслами войти в канал с быстрым течением, которое само несло экспедицию к финальной точке. Стоящие по его берегам деревья почти сплелись своими кронами и образовали зеленые своды природного храма, а слетающие с их ветвей птицы поражали своим разнообразием. Кто только из пернатых не харчуется идущей на нерест рыбой – от орлов до цапель! Здесь даже разговоры казались неуместными – в торжественном молчании, под журчание воды и крики птиц экспедиция завершала свой маршрут.
Под занавес задуматься пришлось и над уровнем антропологической нагрузки на природу – 12 путешественников привезли с собой из похода три объемных мешка мусора. Многие ли из отдыхающих на природе делают так же — увозят свой мусор с собой?
А вообще, когда находишься на Дону, как-то не верится, что ему нужна помощь, настолько великим он выглядит. Иногда даже приходит мысль попросить у него немножко силы и мудрости для уставших от суеты жителей больших городов.
Про путешествие в Гуамское ущелье читайте в материале "Гуамское ущелье: очаровало, околдовало". А про путешествие в Элисту читайте в материале "Путешествие в столицу буддизма - на родину маленького, но очень гордого народа".
Аркадий Кузнецов
Фото Анны Верещагиной