Тема благоустройства батайского микрорайона Авиагородок и связанные с этим проблемы не раз оказывались в фокусе внимания «Нашего времени».



Наверное, это потому, что все происходящее там носит далеко не частный характер и одинаково значимо как для местной власти, так и для городского сообщества. А возникающие проблемы оказываются едва ли не типичными. С ними вполне можно столкнуться и в мегаполисе, а не только в этом отдельно взятом достаточно своеобразном микрорайоне стотысячного пригорода Ростова.

Из анклава – в микрорайон

Своеобразие Авиагородка заключается в том, что полноправной территориальной единицей Батайска он стал сравнительно недавно. До того район относился к военному ведомству и был как бы вещью в себе. Развивался и жил по собственным канонам, а точнее — по планам, определенным для него Министерством обороны. И лишь года три с небольшим назад значительная часть его земли отошла на баланс муниципалитета.

Процесс для наших дней закономерный. И, видимо, в мыслях о перспективе прирастания новыми землями, батайское начальство еще лет 10-15 назад озаботилось планами обустройства будущих владений. Для чего была даже создана управляющая компания «Авиагородок». Ничем выдающимся она, правда, не отметилась. Дело свелось к разработке эскизов модных в ту пору мансард. Ими предполагалось надстроить большую часть состоящего из трех десятков пятиэтажек жилого фонда микрорайона. Но ввиду безмерно затянувшегося решения вопроса о передаче земель компанию тихо распустили.

Жители Авиагородка, в простоте душевной ожидавшие скорого прихода жилищно-коммунального рая взамен сильно посуровевшего к концу 90-х годов «кэчевского» бытия, даже расстроились. Только знай они, чего избежали благодаря несбывшейся передаче, не горевали бы так…

«Снятся людям иногда…»

Все лучезарные горизонты разверзлись перед ними два года назад. В марте 2018 года в Авиагородке случилось то, что официально назвали общественными слушаниями по плану территориального развития микрорайона. Тот, наконец, передали городу. Людская же молва окрестила мероприятие другими, далеко не благозвучными именами, из которых «профанация» было, пожалуй, наиболее приличным. И, похоже, самым точным.

Тот самый план...

Тот самый план..
.

Гражданам, заполнившим зал Дома культуры имени Гагарина, представили несколько стендов с пестро раскрашенными картами — наподобие тех, что делаются сегодня со спутника. На картах можно было разглядеть скопления квадратиков и прямоугольников. Дававший пояснения главный архитектор города Дмитрий Котков называл их важно — инвестиционными объектами. Среди таковых были упомянуты жилые и офисные здания, магазины, поликлиника, рынок, спорткомплекс, школа, бассейн... Даже сарайчики не оказались забыты.

Видимо, для пущей наглядности чертежи были оснащены красивыми картинками — словно из песни про «голубые города, у которых названия нет». Своего рода иллюстрация будущей счастливой жизни микрорайона. Впрочем, никакой реальной связи с проектом картинки не имели. Этого организаторы слушаний и не скрывали. Сразу признались, что картинки оказались на стендах просто так – для пущей красы.

Сравнительно честный аппаратный набор

В стиле «для пущей красы» прошли и сами слушания. Вскоре после них жители Авиагородка не без удивления узнали, что проект одобрен и будет готовиться к реализации. Но в какой момент случился акт всенародного одобрения, никто, как ни старался, вспомнить не мог. И немудрено: голосования по результатам слушаний не проводилось.

Главный архитектор Батайска Д. Котков считает, что проект поможет рационально распорядиться полученной от Минобороны землей

Главный архитектор Батайска Д. Котков считает, что проект поможет рационально распорядиться полученной от Минобороны землей.

Не меньшее удивление вызывал и протокол слушаний. Согласно ему, на них присутствовало 159 человек. Но ведь зал Дома культуры, вмещающий почти полтысячи зрителей, был полон! И больше того: люди стояли в проходах и вдоль стен. Интерес к слушаниям, как видим, был проявлен немалый. Чего никак не следует из протокола.

Вот так, с помощью малого джентльменского набора аппаратных приемов был успешно преодолен обязательный для большинства муниципальных начинаний барьер. И теперь в ответ на свои возражения по поводу очевидных несуразностей в плане развития микрорайона жители Авиагородка неизменно слышат один и тот же «убойный» аргумент:

– Вы же сами все это одобрили!

Космический полет архитектурной мысли

А нелепостей в проекте, подготовленном по заказу администрации Батайска, достаточно. Такое впечатление, что его авторы из архитектурной мастерской «Олива», не взяв себе за труд побывать на месте, свои прямоугольники с квадратиками нанесли прямо на снимки со спутника.

И получилось, что восьмиэтажные здания лепятся едва ли не встык к домам уже существующей застройки. Места на дворы и автостоянки уже не остается. Помимо очевидных неудобств для жителей, столь же очевиден и вопрос: согласовывались ли такая этажность и такая скученность с Росавиацией, как того требуют Строительные нормы и правила? Ведь Авиагородок остается приаэродромной территорией и зоной полетов авиации. Разница лишь в том, что раньше это были военные самолеты, а теперь – вертолеты «Роствертола», как известно, создающего в окрестностях микрорайона вертолетный кластер. С ним, кстати, также согласование требуется.

А еще непонятно, как из этого многоэтажного нагромождения можно будет выбраться на пролегающее мимо Авиагородка Восточное шоссе – трассу А-135. Где пойдут те же городские автобусы, что сейчас проходят через микрорайон? Дорожная сеть на плане едва просматривается. Как, впрочем, и другие элементы инфраструктуры – те же инженерные сети. О необходимости их развития сказано вскользь – и в самом конце сопровождающих план пояснений.

Похоже, авторы проекта руководствовались нерушимым принципом «война план покажет». Мол, начнем строить, а там появятся и мысли насчет прокладки инфраструктуры. Такой подход, сколько его ни осуждают, остается бичом нашего градостроительства. И губернатор, когда ему во время приезда в Авиагородок в июне 2018 года продемонстрировали «всенародно одобренный» план развития территории, сразу заметил инфраструктурные огрехи. Еще бы не увидеть, если Василий Голубев без устали напоминает местным начальникам о необходимости определяться с инфраструктурой прежде чем затевать преобразования.

Побывав в Авиагородке, донской губернатор В. Голубев поручил разобраться и решить инфраструктурные проблемы. Вопрос должен был быть вынесен на общественные слушания. Но не вынесен...

Побывав в Авиагородке, донской губернатор В. Голубев поручил разобраться и решить инфраструктурные проблемы. Вопрос должен был быть вынесен на общественные слушания. Но не вынесен...

Увидел губернатор изъяны проекта и на этот раз. Не случайно же заезжал в Авиагородок после многочисленных обращений жителей – в том числе и в ходе интерактивных приемов. И дал поручение провести паспортизацию дорог, доложить об их состоянии и организовать по дорожной проблеме публичные слушания. Насколько известно, последнее выполнено так и не было. Спустя три месяца после приезда губернатора в Батайске сменилось руководство, и тема, что называется, ушла в песок.

Благие бизнес-намерения, или «Спасибо, я уже пообедал»

Однако машина, запущенная прежней администрацией, продолжала крутиться. Некоторые из участков были с завидной оперативностью отданы в аренду, и теперь уже новым властям города приходилось погружаться в проблемы, порожденные решениями предшественников. Решения же эти вызвали массовое недовольство жителей Авиагородка. Что неудивительно, если учесть их отношение ко всему проекту развития микрорайона. Как заметил побывавший здесь после обращения к нему жителей депутат Госдумы Виктор Водолацкий, уже одно то, что под обращением стоит почти тысяча подписей, требует к себе внимания:

В. Водолацкий: Решения власти не должны ухудшать жизнь населения...

В. Водолацкий: Решения власти не должны ухудшать жизнь людей...

– Такой земельный куш, который перешел муниципалитету от Минобороны, не одну голову способен вскружить. Но ни одно решение, какими бы благими намерениями оно ни было продиктовано, не должно ухудшать жизнь людей...

А ведь ухудшает – и это в первую очередь тревожит жителей микрорайона. Планируемое в парковой зоне строительство спорткомплекса, с залом, как минимум, на 700 мест и автостоянкой грозит оставить микрорайон без благоустроенной парковой зоны, а жителей домов, к которым вплотную подступит все сооружение, лишит спокойной жизни. Достаточно только представить, сколько машин будет скапливаться под их окнами в дни соревнований, с прицелом на которые рассчитывается вся стройка.

Об этом говорилось в многочисленных обращениях, направленных в разные властные адреса жителями Авиагородка. Ответы же приходили составленными в лучшем стиле чиновничьей переписки. Это когда на вопрос «который час?» тебе отвечают «спасибо, я уже пообедал». На все доводы и предложения граждан из ответа в ответ переписывались одни и те же слова, перечислявшие кадастровые номера выделенных муниципалитету земельных участков. А еще под надуманными предлогами с порога отвергались любые встречные предложения людей. Предлагают те перенести спорный объект в другое место, а им сразу: «туда нельзя, там коммуникации». И вообще: намеченное в плане место лучше не менять, потому что… «там есть все коммуникации». Вы что-нибудь понимаете?

Городскому начальству можно посочувствовать: проблемы в наследство им достались не из легких. Однако зачем запутывать их дальше? Ведь легче от этого ситуация не станет. В этом уже не раз убеждались руководители многих муниципалитетов, где так же, как и в Батайске, решали осчастливить людей в директивном порядке, не пытаясь вникнуть в их мнение на этот счет.

В Ростове сначала под протесты горожан вырубили значительную часть Большой Садовой улицы, чтобы потом тихо, потупив очи долу, признать: ошибочка, мол, вышла. В Новочеркасске под призывы к повышению уровня озеленения города примерно так же обошлись с рощей «Красная весна». Вырубили заметную часть ради благородной цели строительства детского сада. Но когда это благородные цели достигались негодными средствами? Бизнес-подход в деликатной социальной сфере еще никогда себя не оправдывал. То, что сию минуту, казалось, принесет выгоду, обязательно обернется тяжелыми убытками в будущем. Это закон. И не помнить о нем, значит, быть временщиком на своей земле.

Что остается детям?

Защищая очевидно слабый проект, главный батайский зодчий не без патетики вопрошал жителей Авиагородка:

– Вы подумали, что оставите своим детям?..

Но судя по поведению людей, именно это их и заботит. Вот и просят дать микрорайону современную инфраструктуру и одновременно сохранить его историческое своеобразие. Как-то батайская газета «Вперед» с плохо скрытой иронией заметила, что Авиагородок-де «застрял в восьмидесятых». Добавим уже без всякой иронии: и в шестидесятых, и в пятидесятых, и в сороковых...


Жители Авиагороодка хотят, чтобы их парк назывался Парком Победы.

Жители Авиагороодка хотят, чтобы их парк назывался Парком Победы.

Потому что память о славных делах, вершившихся в те десятилетия, удалось здесь сохранить. А это дорогого стоит. И хранит башня, что в центре микрорайона, следы фашистских снарядов – так осенью 1941-го немцы пытались выбить работавших там наших наводчиков. И помнит наступление февраля 1943 года, когда именно из Авиагородка танкисты будущего маршала Ротмистрова выбивали засевшую там вражескую группировку, открывая тем самым путь нашим войскам на Ростов. А среди деревьев, парка, который сегодня жители предложили назвать Парком Победы, есть те, что сажали будущие космонавты – в ту пору еще курсанты Батайского военного училища летчиков.

Цветы освободителям.

Цветы освободителям.

И, наверное, неслучайно побывавший по поручению В. Голубева здесь как раз в канун 77-й годовщины освобождения Батайска заместитель губернатора Виктор Вовк закончил встречу с жителями, подойдя вместе с ними и руководителями Батайска к открывающему парк мемориалу. Все вместе склонив головы перед взмывающим в небо самолетом, они возложили к подножию памятника цветы.

Важный и далеко не ритуальный жест. Когда власть и народ начинают сознавать, что их объединяет, много доброго можно сделать.


Материалы по теме:

Не хлебом единым

Люди подскажут…

Послесловие к одной поездке

Под звуки пил и топоров

Когда «лучшее» – враг хорошего

И будет всем счастье?

Жители батайского микрорайона Авиагородок выступили с патриотической инициативой